Команды повышают ставки. Кандидаты в премьеры и новые договоренности
На этой неделе в БПП грозятся выполнить один из ультиматумов премьерской команды: у президента могут взять всю полноту ответственности на себя, предложив кандидата в премьеры и программу работы правительства. Ради увольнения главы Кабмина депутаты готовы собраться даже на внеочередное заседание. Среди потенциальных кандидатов на замену – Яресько и Гройсман. А их новыми возможными замами могут стать Ложкин и Рябикин. Правда, все это лишь предварительные договоренности. Взаимного компромисса между Порошенко и Яценюком так и нет. Впрочем, один из пунктов договоренностей у президента и премьера выполнили – Рада приняла закон о спецконфискации.
ЗАКОН “ПРОДАВИЛИ”. Не успели депутаты отойти от баталий по принятию безвизовых законов, как под куполом разгорелись страсти вокруг закона о спецконфискации, который лоббировали “фронтовики”. Все это сопровождалось взаимными обвинениями депутатов разных политлагерей в коррупции и блокированием трибуны. Дошло даже до небольшой драки: нардеп от НФ Татьяна Черновол расцарапала лицо внефракционному Якову Безбаху.
Еще в среду после отказа Рады принять закон о спецконфискации премьер Арсений Яценюк на заседании Кабмина заявил: “Я обращаюсь к членам парламента неотложно вернуться к голосованию за этот закон, дать процессуальную возможность украинской правоохранительной системе провести процедуру конфискации и взыскать в доход украинского государства, украденные у украинского народа деньги. Принятие этого законопроекта позволит перечислить в госбюджет $1,5 млрд со счетов компаний, связанных с бывшим президентом Виктором Януковичем и его окружением”.
Законопроект, который предлагали принять в первом чтении, был действительно “сырой”. По словам депутатов абсолютно из всех партий, в случае его принятия правоохранительные органы получили бы возможность конфисковать имущество без решения суда простых граждан. К тому же, в проекте не было расшифровки, кого считать “третьими лицами”, чье имущество также могли арестовать и конфисковать без решения суда. А вице-спикер Оксана Сыроед и вовсе написала в своем Facebook, что принятие закона является частью большого “дерибана” денег от “продажи так называемых нефтепродуктов Курченко”.
Компромисс нашли в кабинете у спикера Владимира Гройсмана в минувший четверг, написав поправки, которые внесут в проект на этапе подготовки ко второму чтению. Во-первых, уточнили понятие так называемых “третьих лиц” – под это будут подпадать фирмы-прокладки или оффшорные компании, через которые коррупционеры отмывают и выводят деньги. Во-вторых, в законе прописали, что его нормы распространяются исключительно на чиновников. И в-третьих, – до конфискации имущества прокуратура должна будет доказать, что деньги или активы были получены и присвоены коррупционным путем. После таких компромиссных поправок в четверг Рада 228 голосами “за” таки приняла проект о спецконфискации.
Но все под куполом остались довольны таким компромиссом. Танцы вокруг закона о “свободовец” Андрей Ильенко назвал дымовой завесой, чтобы скрыть отсутствие коалиции и политический кризис. Другие нардепы неофициально рассказывали Сегодня.ua, что принятие закона может быть попыткой получить откаты за сокрытие выведенных в офшоры денег.
“На самом деле с теми правками, которые будут внесены в проект ко второму чтению, закон хорош. Он дает правоохранительным органам право, сотрудничая с иностранными коллегами арестовать и конфисковать активы в офшорах, иностранных компаниях и банках. Но я не исключаю, что условным коррупционерам за пару дней до вступления закона в силу могут сказать: “Вы нам 10% от суммы в офшоре, а мы закрываем глаза на вашу коррупцию”. Ведь проект не предусматривает механизма контроля над распределением конфискованных активов. Будем настаивать, чтобы такую поправку ко второму чтению внесли”, – сказал нам один из внефракционных депутатов.
Позже в самом НФ пообещали, что механизм распределения и списания конфискованных средств, пропишут в отдельном законе, а сам документ о спецконфискации будет действовать лишь два года.
ЭЛЕМЕНТ ТОРГОВ. В БПП и фракции “Радикальной партии” Сегодня.ua неофициально рассказали, что принятие закона о спецконфискации было одним из элементов торгов между командами президента и премьера.
“Закон был одним из компонентов договоренностей добровольной отставки Арсения Петровича. Его заявление по собственному ожидаем во вторник (22 марта – Авт.). К тому же, никто не отменял договоренность об отставке генпрокурора в обмен на отставку министра внутренних дел. Если Шокин уходит, Аваков тоже должен уйти”, – сказал нам один из нардепов от БПП.
Позже информацию об этом частично подтвердил нардеп от БПП Мустафа Найем. По его словам, принятие закона о спецконфискации – это откуп правительству за то, чтобы оно ушло в отставку.
В НФ наличие таких договоренностей опровергают. “Мы просто хотим вернуть награбленное Януковичем в бюджет. А в БПП так говорят, потому что на следующей неделе у них съезд партии. Они нас пугают, что на этом съезде могут принять решение о том, что берут всю полноту политической ответственности по формированию Кабмина на себя. Пусть потренируются, пусть внесут пару своих кандидатур на премьера на голосование в Раде. Посмотрим, как за этих людей наберется 226 голосов”, – сказал нам один из “фронтовиков”.
Информацию о проведении съезда БПП на следующей неделе журналистам в кулуарах парламента подтвердил нардеп от БПП Сергей Березенко. Неофициально депутаты от пропрезидентской фракции рассказали Сегодня.ua, что на съезде могут исключить из своего избирательного списка парочку неугодных людей: вышедших из фракции БПП Егора Фирсова и Николая Томенко, а также людей бизнесмена Игоря Коломойского.
“Съезд сначала планировали на среду, но потом перенесли на четверг. В НФ отчасти правы – мы можем взять всю полноту ответственности на себя. Но четкого заявления об этом не будет: в согласованном по итогам съезда документе может быть прописана размытая формулировка”, – сказал нам один из нардепов от БПП.
Правда ни в одной из команд Сегодня.ua так и не смогли ответить на вопрос, достигли ли президентская и премьерская команды окончательной договоренности. Более того, в БПП и НФ продолжили раскачивать ситуацию, намеренно вбрасывая в СМИ неправдивую информацию. Так, утром в пятницу внефракционный Борислав Береза написал в своем Twitter, что по его инсайдерской информации с минуты на минуту можно ожидать капитуляции Арсения Петровича. Но заявления об отставке Яценюк в Раду не подавал.
КАНДИДАТЫ В ПРЕМЬЕРЫ. Среди потока намеренных вбросов и дезинформации, осталось незамеченным заявление нардепа от НФ Виктории Сюмар. Ее называют близкой к секретарю СНБО Александру Турчинову, который, в свою очередь, неплохо ладит с президентом и его командой, в отличие от Арсения Петровича. Так, Виктория Сюмар надеется, что выход из острого политического кризиса могут найти уже на следующей неделе на внеочередном заседании парламента.
В БПП Сегодня.ua неофициально рассказали, что если внеочередное заседание парламента таки соберут, то от себя они могут предложить кандидатуру министра финансов Натальи Яресько на премьера. Ее, как известно, поддерживает глава АП Борис Ложкин, который, по информации источников, сам не прочь уйти в правительство на должность первого вице-премьера, прихватив с собой на главу Минюста нынешнего замглавы АП Алексея Филатова.
Правда, такой сценарий большая часть пропрезидентской команды не поддерживает. “Во-первых, еще на этапе разработки нового Налогового кодекса в прошлом году у нас были существенные разногласия. Во-вторых, кандидатуру Яресько могут вынести на голосование в зал, чтобы провалить – реальным кандидатом в премьеры является Владимир Гройсман”, – сказал нам один из нардепов от БПП, Сегодня.ua подробно писал об этом в статье “Когда решится судьба Кабмина”.
О возможном премьерстве Гройсмана открыто заявили в БПП. “Надо называть вещи своими именами – Гройсман играет в то, чтобы стать премьер-министром, об этом не говорят прямо, но я говорю честно, как оно есть. Используют как ширму Яресько, рассказывают, что давайте назначим ее, правительство технократов. Это байки для Запада – вешают им макароны на уши, а на самом деле играют в очень простую конфигурацию: Гройсман – премьер, Ложкин – первый вице-премьер… Отдадут НФ какой-то пакет компенсаторов, и еще частью договорняка будет должность генпрокурора”, – заявил нардеп от БПП Сергей Лещенко.
При такой конфигурации возможность вхождения замглавы АП Виталия Ковальчука на позицию первого вице-премьера больше не рассматривается. Кресло вице-премьера с приставкой “министр инфраструктуры” имеет все шансы занять Павел Рябикин, которого еще до недавних пор в БПП прочили на замену Андрею Пивоварскому.
Источник: Сегодня
Подготовила Елена Друбич