Конституция оружейных баронов

04.04.2013 09:43   -
Автор:

Генассамблея ООН утвердила текст первого международного договора о торговле оружием (МДТО), призванный взять под контроль международный рынок в 70 млрд долларов – от пистолетов и танков до боевых кораблей. И Москва, и Вашингтон считают договор «недоделанным», опасаясь, в частности, что он помешает поставлять оружие в Сирию. Российское – властям, американское – повстанцам.

Этот документ будет открыт для подписания 3 июля и вступит в силу при условии, что его ратифицируют 50 государств – членов ООН.

Впервые идея договора была высказана еще в 1995 году группой нобелевских лауреатов, но только в 2009 году ГА ООН решила начать подготовку к созыву нынешней конференции.

Работа над МДТО вплотную началась на конференции в штаб-квартире ООН в июле прошлого года, но, как писала газета ВЗГЛЯД, завершилась фиаско. В марте она была продолжена. В ходе последнего форума, завершившегося 28 марта, документ блокировали Иран, Северная Корея и Сирия, назвав его несбалансированным. В связи с этим, в соответствии с установленными правилами, проект договора был передан на рассмотрение уже всей Генассамблеи.

За резолюцию, придающую проекту МДТО окончательный статус, проголосовали 154 государства. Против высказались все те же Иран, КНДР и Сирия. Еще 23 страны, в том числе Россия, воздержались.

Решение Москвы было предсказуемо. Еще накануне чиновник российского МИДа Михаил Ульянов назвал МДТО «слабым и неряшливо составленным документом», требующим доработки.

«Мы высказались за то, чтобы не спешить, не утверждать или не рекомендовать к утверждению недостаточно проработанный текст, а вместо этого доложить Генеральной Ассамблее о том, что определенный прогресс достигнут, но переговоры еще не завершены, и просить продлить мандат конференции еще на 2–3 недели, чтобы она собралась в ноябре-декабре и продолжила работу», – сказал он.

По словам Ульянова, идея «нашла поддержку многих стран, которые недовольны тем, в каком направлении идет согласование проекта».

В таком же ключе высказался уже перед самым голосованием и глава российской делегации постпред Виталий Чуркин. Он пояснил, что в договоре много неточностей, и поэтому Москва свою позицию огласит позднее. В частности, посетовал Чуркин, в договоре «недостаточно четко изложены гуманитарные критерии оценки рисков, которые могут быть неоднозначно истолкованы и использованы отдельными странами в политических целях».

Среди сторонников договора оказались Англия, Германия, Мексика и другие крупные страны. Зато с позицией России солидарны Китай, США и Франция. Накануне представитель МИД КНР призвал продолжить переговоры вокруг договора.

Никакого экспорта «частникам» и партизанам

Под действие МДТО будут попадать сделки с танками, боевыми бронемашинами, артиллерийскими установками, боевыми самолетами и вертолетами, кораблями, ракетными системами, а также с легким стрелковыми оружием – от пистолетов до штурмовых винтовок. В отношении ядерного, химического и биологического оружия действуют другие – отдельные международные конвенции. При этом МДТО не будет распространяться на торговлю оружием внутри стран, а также подменять собой нормативные акты, устанавливающие правила его хранения.

Россия безуспешно пыталась включить в проект МДТО положения о недопустимости экспорта оружия «неуполномоченным негосударственным субъектам», а также о предотвращении его повторного экспорта. Под такими «неправительственными субъектами» российские дипломаты, например, понимают сирийских повстанцев, которым страны Запада или Персидского залива открыто обещают или уже поставляют оружие.

В ходе работы над документом множество споров в ООН вызывала гуманитарная сторона оружейного бизнеса. В проекте договора есть положение, требующее от правительств избегать поставок вооружений, если они «могут быть использованы для совершения или содействия совершению» серьезных нарушений международного гуманитарного права и прав человека.

По материалам:Взгляд

На фото: Мировой экспорт оружия