Хотя у нас сейчас мало что помнят о Крымской войне 1853-1856 годов, в которой франко-британская Антанта выступила против российской экспансии, этот конфликт оставил в истории немало ярких лиц и событий, от Флоранс Найтингейл до атаки легкой бригады во время осады Севастополя
Рассказывают, что в эпоху Второй империи во время бесконечной осады Севастополя один весельчак в парижском кафе как то возмутился отсутствием готовых принять его заказ официантов и воскликнул: «Да тут ничего невозможно добиться, прямо как в Севастополе!» (Смех его соседей по столику резко стих, когда рядом возник полицейский в штатском и утащил того в ближайший участок, чтобы вправить мозги).
Шутником оказался Грассо, известный в ту эпоху комик. Сейчас его имя никому ничего не говорит, да и Крымская война всеми позабыта. Сегодня почти никто во Франции не вспомнит ее названия, причин, даты начала и окончания. Все дело в том, что мы с вами — французы, и знание географии — не наш конек. До недавнего времени большинство из нас вообще весьма смутно себе представляли, где находится Крым.
Тем не менее, эта война достаточно сильно повлияла на людей и оставила нам наследство, причем не из маленьких. Названия улиц и станций метро, а также мост Альма с его знаменитой статуей. Раньше их было четыре, и все они изображали сражавшихся в Крымской войне солдат. Тем не менее, после длившихся с 1970 по 1974 год работ по реконструкции моста их разбросало по всей стране: Стрелок теперь находится в Венсенне, Артиллерист — в Ла-Фере, а Гренадер — в Дижоне.
Генерал Мишель Бизо, чье имя носят проспект и станция метро в XII округе Парижа, погиб во время осады Севастополя. А город Малакофф в департаменте О-де-Сен получил официальное название в 1883 году в память о защищавшем Севастополь редуте, который захватил будущий маршал Мак-Магон. (Этому великому мыслителю и будущему президенту III Республики принадлежит такая любопытная фраза: «От брюшного тифа или умирают, или становятся полными идиотами. Мне это прекрасно известно, я сам его перенес». Но это, конечно, не имеет отношения к Крыму).
Выход к теплым морям
В июле 1853 года после долгих месяцев политических и военных маневров Россия попыталась захватить Молдавию и Валахию: в тот момент эти балканские провинции принадлежали Османской империи, в которая уже клонилась к закату.
Такой ход определенно оказался не по вкусу Франции Наполеона III и Великобритании королевы Виктории. В Лондоне искоса поглядывали французского императора, который пришел к власти после государственного переворота. Тот же стремился заручиться поддержкой британцев и поддержал их, когда они дали понять, что не собираются сидеть сложа руки при виде вторжения в Турцию.
Но чем было вызвано их решение? Определенно не симпатией к туркам. Дело в том, что между Великобританией и Россией уже долгое время шел напоминающий холодную войну скрытый конфликт, который длился на протяжение всего XIX века и остался в истории под названием «большая игра».
Россия отчаянно пыталась расширить пространство и мощь, чтобы стать мировой державой. Для этого ей был нужен выход к теплым морям, который можно было получить в Азии или Средиземноморье. Британская империя, чья колониальная мощь в тот момент практически достигла своего апогея, стремилась любыми средствами помешать России воплотить задуманное. Россия была нацелена на контроль над Балканами и следовательно, Босфором и Дарданеллами, которые преграждали путь в Средиземное море ее Черноморскому флоту.
Вот почему англичане решили броситься на помощь туркам при поддержке стремившихся заручиться их расположением французов.
11 месяцев в осаде
Тем не менее, к большому сожалению для западных вояк, турки собрались с силами и прогнали русских со своей территории так быстро, что британцы и французы даже не успели развернуть войска.
Так, что же делать? В те времена обостренного национализма о возвращении домой не могло идти и речи. Гордость, геополитика и народное давление требовали сделать хоть что-нибудь. В Париже и Лондоне общественное мнение хотело преподать урок русскому медведю.
В результаты было решено захватить и уничтожить порт в крымском Севастополе. 13 сентября 1854 года франко-британский экспедиционный корпус высадился у Евпатории и двинулся маршем к Севастополю. 20 сентября состоялось сражение на Альме, в котором особо отличились французские зуавы. 25 октября прошло Балаклавское сражение с кровавым эпизодом атаки легкой бригады британской армии.
17 октября Севастополь оказался в осаде. Защитники держались целых 11 месяцев и капитулировали лишь 11 сентября 1855 года, когда взятие генералом Мак-Магоном Малаховского кургана не оставило им иного выбора, кроме как сложить оружие. В 1856 году был подписан мир, который закрепил поражение России и нейтрализацию Черного моря.
Ужасные итоги
Последствия войны были просто ужасными: союзники потеряли 120 000 человек (из них 90 000 — французы), а русские — 150 000. Причем две трети погибших ушли из жизни не от пуль, а из-за болезней. Особенно сильно свирепствовала холера. В британских войсках в тот момент проявила себя знаменитая медсестра Флоранс Найтингейл.
Эта война стала одним из первых конфликтов, которые запечатлели на пленку фотографы. Яркая форма зуавов прославила их на весь мир и даже послужила прообразом для формы добровольцев во время Гражданской войны в США.
Во Франции Крымская война оставила богатое наследие топонимов, потому что Вторая империя стремилась купить себе легитимность несколькими военными победами, которые стоили огромного числа человеческих жизней. Тем не менее, не стоит забывать и том, что «Красный крест» был создан поле того, как его основатель Анри Дюнан увидел наплевательское отношение к раненым после битвы при Сольферино в 1859 году.
Как бы то ни было, со временем этот кровавый конфликт, в котором нам не за что было бороться, постепенно стерся из памяти. Он стал последним противостоянием России и Франции и наметил основы будущей Антанты, которая обрела конкретные очертания уже при III Республике. Наполеон III после отречения нашел прибежище в Англии. А его сын, наследный принц, погиб в 1879 году в Натале под британским флагом…
Источник:“Slate.fr”, Франция, inosmi.ru Оригинал публикации: Crimée, une guerre pour mémoire