«Для нас украинская тема, безусловно, важнейшая, для остальных же вопрос несколько гипертрофирован по той причине, что США рассматривают Украину как арену геополитической схватки едва ли не за будущее мира. Сумеет ли Запад во главе с Америкой сохранить доминирующее положение или придется договариваться с новыми центрами влияния? Я спрашивал у Джона Керри, у европейских министров, почему практически в любом конфликте Запад выступает за немедленное прекращение огня ради достижения национального согласия – в Судане, Йемене, Афганистане, Палестине, а в случае с Украиной этого не происходит? Мирный план Порошенко – и никаких гвоздей», – указал Лавров в интервью ИТАР-ТАСС.
«Значит, с талибами и «Исламским джихадом» вести переговоры можно, а с теми, кого окрестили сепаратистами из ДНР и ЛНР, нет? Почему жителям юго-востока Украины отказывали в праве быть услышанными? Это за гранью добра и зла!, – продолжил Лавров. – Как и то, что первый гуманитарный конвой из России две недели не мог попасть в Луганск, где давно уже были перебои с водой, светом и элементарными продуктами питания».
«Мы бы очень не хотели, чтобы Украина стала разменной монетой, – подчеркнул глава МИД РФ. – Увы, сейчас получается именно так – не по нашей вине и вопреки желанию России. Некоторые – далеко не все – западные партнеры стараются использовать глубокий кризис украинской государственности, чтобы, как они заявляют, сдержать Россию, попытаться изолировать нас, тем самым утвердив собственное ускользающее доминирование в международной системе».
Министр заметил, что происходящее в Украине, тем не менее, продемонстрировало неэффективность такого подхода. «Видимо, задумка состояла в том, чтобы под этим предлогом затянуть в альянс страны постсоветского пространства и передвинуть разделительные линии к нашим границам. Но идея провалилась», – сказал он.
В то же время министр отметил, что под влиянием происходящих на мировой арене событий Запад в некоторых случаях начинает понимать российские подходы. Так, например, происходит в связи с конфликтом в Сирии. «От прежней абсолютно бескомпромиссной позиции Вашингтон и его европейские союзники сейчас стали смещаться к нашему подходу, – пояснил Лавров. – Год назад некоторые мои западные коллеги заговорили, что угроза захвата Сирии террористами и превращение страны в лагерь подготовки боевиков куда серьезнее, чем сохранение Асада у власти».
«Россия последовательно выступает за укрепление международного права, эта линия проводится без колебаний и отклонений. Мы предлагали уважать достигнутые договоренности и создавать новые инструменты, позволяющие реагировать на современные вызовы», – подытожил глава российской дипломатии.