Пятый президент «незалежной» Петр Порошенко проведет заседание Совета национальной безопасности и обороны по восстановлению государственной границы Украины.
– На понедельник, на 16 июня, я собираю заседание Совета национальной безопасности и обороны. На повестке дня – операции по восстановлению государственной границы. И второе – решительные шаги по внедрению мирного плана на Донбассе, – говорится в сообщении на сайте президента Украины.
Однако не ясно, как Порошенко собирается «внедрять» свой мирный план на Донбассе, учитывая тот факт, что в этом же обращении он делает явно ложное сообщение.
– Вы должны знать, что сегодня (14 июня – прим. автора) украинская армия впервые перешла в контрнаступление. Наши военные начали теснить террористов, – говорится в речи свежеизбранного украинского президента, при том, что последнее время его армия не демонстрировала каких-то особых успехов в противостоянии с ополченцами ДНР и ЛНР, если не наоборот.
Дальше – больше. По его словам, в течение последних четырех дней в рамках спецоперации были взяты под контроль 248 километров государственной границы.
– В целом ряде населенных пунктов Луганской и Донецкой областей прекращена деятельность боевиков-наемников. Очищено от террористов 11 населенных пунктов. За последние сутки при попытке проникнуть на территорию нашего государства было уничтожено 7 автомобильных колонн с оружием и боеприпасами, уничтожено несколько танков, бронетранспортеров, реактивная система залпового огня. Сегодня наши военные захватили еще одну реактивную систему «Град», – утверждает Порошенко в своем обращении к «дорогим соотечественникам».
Напомним, это уже не первое заявление Киева, которое, мягко говоря, не соответствует реальной действительности. Так, 10 июня Порошенко поручил силовикам создать гуманитарный коридор для эвакуации мирных жителей из зоны силовой операции в Донецкой и Луганской областях. 14 июня пресс-офицер силовой операции Алексей Лебедь в эфире «5 канала» утверждал, что гуманитарный коридор для эвакуации мирных жителей Донецкой и Луганской областей начал действовать.
– На блокпостах уже осматривают частные автомобили и рейсовые автобусы, а также пешеходов, которые покидают зону операции, – сказал он.
Однако как подметил 15 июня председатель Верховного совета Донецкой народной республики Денис Пушилин, заявления о создании таких коридоров – «очередной популизм» киевских властей.
– Нет никаких подтверждений (создания гуманитарных коридоров – прим. автора). Говорить о таких коридорах в условиях продолжающихся боевых действий – неправильно, – отметил Пушилин, комментируя высказывания представителей ВС Украины о том, что в зоне спецоперации якобы начал действовать гуманитарный коридор.
Первый вице-президент Российской академии геополитических проблем Владимир Анохин уверен, что заявления Порошенко о якобы больших успехах украинской армии ставят своей целью создать мнение об управляемости Киевом государственными процессами.
– Как понимать сообщения об укреплении границ, когда там идет война? Все воинственные заявления Порошенко свидетельствуют о полном отсутствии каких-либо реальных действий со стороны Киева. Они больше похожи на рекламную кампанию для Запада, чтобы создать представление о наличии в стране государственной власти, которой в принципе не существует, так же как в принципе не существует серьезных и морально устойчивых военных сил, не способных совершить что-то реальное в Донецке, кроме как «поливать» мирное население снарядами из «Градов» и авиационными кассетными бомбами.
– На ваш взгляд, случаи, когда российскую границу пересекала украинская бронетехника и даже вертолет, – это спланированные провокации?
– С одной стороны, на лицо нижайшая техническая подготовка украинских военных, а с другой – использование непрофессионализма для того, чтобы предельно разозлить Россию, вынудить ее ответить решительными силовыми действиями, а потом – обвинить ее во всех бедах «незалежной».
Я думаю, что на следующей недели мы увидим достаточно резкие шаги, как со стороны киевской власти, так и со стороны России. Перейдут к решительным действиям и ополченцы Донбасса. На мой взгляд, развязка настанет совсем скоро, и она будет достаточно кровавой.
Директор Международного института новейших государств Алексей Мартынов говорит, что за действиями Порошенко скрывается бездействие.
– В ситуации, когда так называемая антитеррористическая операция не прекращается, а стороны продолжают нести потери, Порошенко находится меж двух огней. С одной стороны, он как президент пока еще Украины должен поскорее прекратить кровопролитие и начать реально вести переговоры, а с другой – как человек, назначенный на этот пост американским кураторами, должен отрабатывать свой хлеб и делать то, что выгодно Штатам. Он выбрал тактику ничегонеделания, и путем разнообразных заявлений через СМИ или через свой сайт пытается объяснить миру – почему он так поступает.
Что касается наших американских «партнеров», то в своей попытке втянуть Россию в длительный и кровавый конфликт, они перешли все границы. Вот последние провокации по их указке: киевские протестанты нападают на российское посольство, причем министр иностранных дел Украины публично оскорбляет президента РФ матерными словами… Штатам очень хочется, чтобы наши войска перешли российско-украинскую границу с оружием в руках, чтобы мы ввязались в эту бойню без всяких мандатов международных организаций, как это обычно делают они. Мы этого не хотим, но с каждым днем давление усиливается. Порошенко действует в том же ключе – он намеренно выдает желаемое за действительное, говоря, что российские войска пересекают границу и идут на помощь ополченцам.
Президент Центра системного анализа и прогнозирования Ростислав Ищенко обращает внимания на то, что «план Порошенко», по сути, предусматривает капитуляцию Донбасса, поэтому он не может считаться «мирным планом».
– Насчет установления контроля на госгранице, то я не знаю, где Порошенко нашел столько километров… Понятно, что с его стороны это обычная пропаганда: луганское ополчение еще 6 июня заявило, что контролирует где-то 200 километров, за это время украинская армия особых успехов не достигла. Более того, без применения тяжелой артиллерии и авиации, киевское войско не только не способно на наступление, оно не способно даже удержать свои позиции. А ведь для того, чтобы взять под контроль госграницу, надо взять под контроль Донецк и Луганск.
Сегодня Киев применил на Донбассе уже все, что только можно было применить, следующий вопрос – кто кого подвинет, тем более что у ополченцев есть все шансы окончательно перемолотить более-менее боеспособные части украинской армии. И вот в такой кризисный момент Порошенко собирает все силы, чтобы нарастить давление на Восток. Это подтверждает скандал с увольнением 212 офицеров — сотрудников космического агентства Украины, которые не прибыли в распоряжение Минобороны Украины во время частичной мобилизации для отправки на Юго-Восток. Понятно, что они – номинальные офицеры, которые никогда в руках оружие не держали, а всю жизнь занимались довольно сложной работой, имели дефицитные специальности. И тот факт, что даже их хотели отправить воевать в полевых условиях, – говорит о том, что Киев исчерпал все резервы.
– Наверное, Порошенко понимает всю безнадежность ситуации…
– Я не уверен в этом: если бы понимал, то не шел бы на выборы… Скажем, украинские инициаторы Майдана искренне не понимали, что в случае свержения Януковича Украине придет конец. И Порошенко, кстати, их активно поддерживал. Поэтому, я думаю, Порошенко до сих пор не понимает, что находится в критической ситуации, и что без статьи шансов выйти из нее у него практически нет. Да и его, собственно говоря, мало кто рассматривает как президента за пределами текущего года…
Однако руководитель «Политической экспертной группы» Константин Калачев придерживается иного мнения. Эксперт замечает: Порошенко – выборный президент, поэтому для него немаловажно сохранять поддержку своих избирателей.
– Для своей собственной популяризации и для поднятия национального духа важно, чтобы переход к мирному плану состоялся на волне военных успехов, а не стал бы следствием военных поражений. Однако даже для простого обывателя ясно, что украинская армия, демонстрирующая непрофессионализм, не способна на военные победы.
Поэтому для Порошенко важно пройти «между Сциллой и Харибдой»: с одной стороны, ему необходимо как-то выстраивать отношения с Россией, что невозможно без мирного урегулирования ситуации на Юго-Востоке, а с другой – не растерять поддержку той части украинского общества, которая считает, что силовые методы должны быть доминантной, а переговорные процессы с Юго-Востоком возможны только после применения силы, если вообще возможны.
В этой связи для Порошенко важно сочетать два момента: возможность выступить в качестве миротворца и возможность показать, что с его приходом работа силовых структур нормализовалась, а обороноспособность армии повысилась. Казалось бы, это вещи трудно сочетаемые, однако для того, чтобы укрепить национальный дух, чтобы потом появились мифы и легенды, нужна хотя бы маленькая, но победа. Только после этого можно говорить о мире. Но пока такой победы нет, а если нет – ее надо просто выдумать. Собственно, этим Порошенко и занимается – выдумывает несуществующие победы украинской армии, которые бы оправдали возможность крутого поворота, мол, мы доказали свою самость, «броня крепка и танки наши быстры» и теперь пора перейти к мирному процессу.
– Есть много мнений о том, что Порошенко не продержится долго на президентском кресле…
– Это дискуссии из разряда «стакан наполовину полон или все же наполовину пуст». На самом деле главное, что стакан вообще есть. Есть президент Украины, с ним нужно и можно вести дела. Это сложно и не просто, но он – человек здравый, хотя излишне эмоциональный и чересчур упертый, как говорят люди, которые его знают. Но в любом случае инстинкт самосохранения есть у любого человека, тем более, если речь идет о государстве, который этот человек возглавляет.
Понятно, что он не является бесспорным национальным лидером, ясно, что украинская элита не консолидирована даже перед лицом катастрофы, но, думаю, нам лучше закрывать глаза на недостатки, чем абсолютизировать их, потому что следующий партнер может оказаться гораздо хуже.
Фото ИТАР-ТАСС/ Николай Лазаренко Источник: Свободная пресса