"Інфосіті" – інформаційно-аналітичний портал

Национализация Интернета в России будет проведена ускоренными темпами

Интернет убивает

Соответствующий закон уже давно принят Госдумой и подписан президентом, но он вступает в силу с 2016 года. Однако несколько депутатов-единороссов во главе со знаменитым Евгением Фёдоровым считают, что за 16 месяцев, оставшиеся до этого момента, «пятая колонна» может натворить немало бед. Поэтому необходимо взять её под контроль уже сейчас.

Евгений Фёдоров красочно описал «Известиям» причины подобной спешки:

«Интернет является прямым орудием оранжевой интервенции, за которой мы знаем, что следует – массовое убийство десятков тысяч людей. Первый этап – это работа в Интернете, в том числе с интернет-компаниями, которые связаны с «пятой колонной», через санкции, через манипулирования расположенными за рубежом дата-центрами. Именно оттуда производится цензура и ревизия тех процессов, которые происходят в России. Там вся информация хранится и используется против России. Чтобы избежать этого и защитить страну, нужно брать под национальный контроль эти объекты».

После возвращения с каникул Госдума рассмотрит законопроект, сдвигающий срок вступления в силу закона о «национализации личных данных» с 1 января 2016 года на 1 января 2015 года.

Интернет угрожает

Что же это значит для рядового пользователя? На первый взгляд, ничего, кроме подтверждения тенденции «национализации экономики» и усиления контроля над личной жизнью россиян. Однако, присмотревшись, мы можем понять, что часть собирающих личную информацию сайтов могут просто уйти с российского поля. В самом деле, так ли важен российский сегмент для Facebook, Google или Microsoft? Редмондскому гиганту Россия вряд ли даёт даже 1% выручки – так стоит ли идти навстречу непредсказуемым властям этой страны и арендовать в ней серверы?

Законопроект по букве своей не имеет смысла хотя бы потому, что цифровое пространство само по себе практически неконтролируемо. Положим, Google переводит личные данные россиян на сервера в России, но кто и как проследит, не копируются ли они в американский дата-центр? Это абсолютно невозможно зафиксировать.

А значит, формально заявленная цель – защита личных данных россиян от «врагов» – ничто иное как пустая риторика. Подлинная задача авторов законопроекта – перевести хранение данных в российскую юрисдикцию, чтобы в любой момент иметь прямой доступ к переписке имярека, который чем-то не угодил представителям власти. Посмотрите на свою почту, на свои фотоальбомы, в том числе закрытые от посторонних глаз – мало ли там компромата? Да, формально за личную переписку человека нельзя привлечь к ответственности… если дело не проходит по статье Уголовного кодекса. Если вы допускаете оскорбительные высказывания о ком-либо только в почте – за это не посадят (на данный момент), но если хоть одно такое высказывание было сделано в публичной сети, то ваша переписка станет на суде доказательством вашей глубокой порочности и преступных намерений.

Интернет закрывается

Что же случится с теми компаниями, которые продолжат хранить личные данные на своей стороне? С 1 января – ничего, механизм ещё не заработает. Но очень скоро один за другим перестанут работать с российскими пользователями многие сервисы, которые можно определить как почтовые или социальные сервисы. Скажем, любой интернет-магазин обеспечивает возможность обмена личными сообщениями между покупателем и продавцом, во многих наличествуют небольшие «почтовые ящики» – чем не почтовый сервер? Такие магазины не смогут вести свою деятельность с российскими клиентами, ибо содержать сервер в России им попросту невыгодно. А гиганты интернет-рынка должны будут принять принципиальное решение относительно сотрудничества с Россией, и не факт, что оно будет положительным.

Но как правоохранительные органы смогут отследить, собирает ли тот или иной интернет-магазинчик с почтовым скриптом дядюшки Ляо данные о россиянах? Понятно, что автоматически это сделать невозможно; очевидно, будет работать система ручного поиска с последующей блокировкой «неправильных» сайтов. А такие блокировки приведут к тому, что многие транзакции останутся незаконченными, оплаченные товары – неполученными. При этом защититься от подобной ситуации сложно, ведь простой интернет-пользователь понятия не имеет, в какой стране стоит сервер, на котором хранятся его личные данные. И в какой момент цензор в штатском закроет доступ к такому ресурсу.

Формально станут невозможными совершенно неожиданные вещи. Скажем, автор этих строк любит хоккей и оплачивает интернет-трансляции Национальной хоккейной лиги (Канада, США) – это недорого, 10 долларов в месяц. Но сайт nhl.com вполне подходит под понятие социальной сети – там регистрируются и общаются поклонники хоккея. А значит, ресурс подпадает под действие российского закона, и мы с ним нарушим закон в момент продления оплаты трансляций в январе 2015 года: понятно, что арендовать сервер в России хозяева НХЛ не будут.

Наверняка каждый читатель может подыскать аналогичный пример из своей повседневной интернет-жизни.

* * *

Но суровость российских законов компенсируется необязательностью их исполнения. И на самом деле новый закон будет использоваться в основном как юридическое обоснование блокировки политически неблагонадёжных ресурсов. Потому что всерьёз перевести весь Рунет на российскую почву можно только одним способом – перерубив магистральные каналы. Впрочем, может дойти и до этого.