Новая Турция-новая Конституция. Эрдоган может стать президентом
Заявление премьер-министра породило новую волну дискуссий в стране. Главная оппозиционная Народно-республиканская партия (НРП) усмотрела в ускорении процесса подготовки конституции стремление Эрдогана изменить ее под себя накануне выборов 2014 года, поскольку это будут первые всенародные выборы президента. Ранее глава государства в Турции избирался парламентом.
Сам Эрдоган опубликовал в газете «Сабах» программную статью «Новой Турции – новая Конституция». В ней отмечается важность избавления от старого морально устаревшего главного закона страны.
В истории Турции было несколько конституций (1876, 1921, 1924, 1961 и 1982 годов). Два последних основных закона страны появились сразу после военных переворотов. В настоящее время Турция живет по конституции, принятой после событий 1980 года, когда военные свергли существующую власть, распустили правительство и ликвидировали политические партии, тем самым начав новый период в истории Турции. В ее первых трех статьях – о турецкой национальности, границах государства, флаге и гимне – идет речь об их неизменности и даже запрещении внесения предложений об изменении этих положений.
Между тем в сентябре 2010 года прошел референдум по новой конституции. Большинство турок высказались за ее изменение и за демократизацию турецкого общества в соответствии с нормами Евросоюза.
«Мы обладаем сильной общественной поддержкой для выработки новой конституции, отвечающей требованиям демократического и гражданского общества», – написал в своей статье Реджеп Тайип Эрдоган.
Сегодняшнюю конституцию критикуют, главным образом, за то, что она создана в результате военного переворота и ставит государство выше личности. Сам премьер, как он пишет в статье, отдает предпочтение конституции, которая на первое место ставит не государство, а человека.
Вскоре после референдума 2010 года была создана комиссия, задачей которой является поиск компромисса между политическими силами страны для создания новой конституции. За полтора года работы этого органа была достигнута договоренность только по 25 из 80 требующих корректив статей. То есть, если исходить из темпов выработки компромисса, основной закон Турции современного образца должен появиться не раньше, чем через 3 года – в 2016 году. Однако стране предстоит напряженный с политической точки зрения 2014 год, когда состоятся выборы глав местных администраций и выборы президента. Принятие новой конституции накануне этих выборов может существенно поменять расстановку сил на политической карте, расширив власть президента и сделав пост главы государства особенно привлекательным для Эрдогана.
Обозреватель газеты «Сабах» Хасан Джеляль Гюзель пишет, что с изменением нескольких статей в конституции ныне действующая смешанная президентско-парламентская политическая система страны может смениться на систему полностью президентскую.
Скорее всего, именно приближающиеся президентские выборы 2014 года заставили премьер-министра установить конечный срок подготовки новой конституции – конец марта 2013 года. Если политическим силам не удастся договориться до этого срока, то правящая Партия справедливости и развития (ПСР) совместно с прокурдской Партией мира и демократии (ПМД) сделают все, чтобы большинством голосов «продавить» свой проект в меджлисе.
Между тем далеко не все в стране согласны с новым проектом. В интервью «Голосу России» корреспондент газеты «Ватан» Кемаль Гёкташ рассказал, в чем заключаются причины подобного недовольства: «На предложения по превращению парламентской республики в президентскую резко отреагировал Союз адвокатов Турции. Он сделал заявление, в котором определил это предложение как модель «избранного царя». Но эта модель не имеет аналогов в мире. В этой модели президент не только наделяется большими полномочиями, но и определяет работу судебных органов, что нарушает принцип независимости судов».
Активно дискутируется и статья конституции, где речь идет о турецкой национальности. В пестрой с национальной точки зрения стране с нерешенным «курдским вопросом» споры идут на самых различных уровнях. Копья ломаются из-за возможности заменить слово «турок» на словосочетание «житель Турции» или «гражданин Турецкой Республики».
Системная оппозиция в лице Партии националистического движения и Народно-республиканской партии выступают против подобных «либеральных» настроений. Первые – националисты по своей природе, вторые считают, что это приведет к распаду страны на этнической почве.
Просочившиеся в прессу пожелания прокурдской Партии мира и демократии можно свести к четырем пунктам: изменение определения гражданства, гарантия существования разных языков и культур, использование родного языка во всех сферах, предоставление автономии. Последний элемент можно назвать критическим, так как за автономию уже почти три десятка лет в прямом смысле слова воюет РПК (Рабочая партия Курдистана, считающаяся террористической в Турции и ЕС).
О чем именно и насколько успешно правящей ПСР удастся договориться с курдской ПМД, вопрос времени. Если компромисс состоится, то новая конституция большинством голосов пройдет в меджлисе. Если в меджлисе удастся собрать 330 голосов, конституция может быть вынесена на референдум, который, как считают власти, приведет к ее одобрению населением.
Лидер НРП Кемаль Кылычдароглу полагает, что проект конституции, пользующийся поддержкой лишь ПСР и ПМД, в меджлисе не пройдет, намекая на то, что его партия будет «до последнего биться» за 100-процентный компромисс.
«Конституция должна отражать интересы всего общества, быть плодом общественного компромисса. Ее принятие лишь ПСР и ПМД расколет меджлис и общество надвое. Это недемократично. В обществе повысится градус напряженности. Неправильно и то, что премьер-министр установил конкретный срок для завершения работы конституционной комиссии», – заявил лидер турецкой оппозции.
Кылычдароглу также отметил, что изменения в основном законе невозможно делать, исходя из личных интересов. «Нельзя менять конституцию в угоду планам одного человека стать главой государства, президентом», – считает оппозиционный турецкий политик.
Источник: Голос России