Почему Проводник Ярош соскочил с паравоза

13.11.2015 09:15   -
Автор:

Один из самых ярких персонажей Майдана Дмитрий Ярош покидает руководство собственной партии. В ней признали, что сами исключили своего основателя за излишнюю «революционность». Реальными причинами могут быть как внутрипартийные интриги, так и стремление украинского руководства приручить радикальных националистов.

Лидер украинских националистов Дмитрий Ярош заявил в среду, что слагает с себя полномочия руководителя радикального движения «Правый сектор».

«Создать без Яроша крепкую структуру «Правого сектора», которая объединила бы большинство украинских правых, просто невозможно. Лидера такого масштаба у правых больше нет»

«Получив ранение и нуждаясь в длительном времени на лечение, я доверил некоторые направления руководства своим ближайшим единомышленникам, которые имели и имеют свой взгляд на развитие националистического движения. Моя же позиция далеко не во всем совпадает с устремлениями части руководства», – написал Ярош в Facebook.

По его словам, 8 ноября в Киеве состоялась конференция руководства ПС, на которой обсуждалась повестка и рабочие материалы будущего съезда «украинского освободительного движения», а также подготовка «революционной концепции противодействия внешним и внутренним врагам» (сам Ярош на этой конференции не присутствовал).

Но вместо этого, по словам Яроша, некоторые участники собрания взяли на себя «нелегитимные функции» по избранию так называемого Провода всего движения (что-то схожее с «политбюро»). Причем эта структура должна была стать альтернативой действующему Проводу (к тому времени действовал только Провод партии). В новой командной структуре Ярошу предлагалась роль официального главы – «проводника».

Главарь не захотел быть «свадебным генералом»

Ярош подтвердил, что несет персональную ответственность за все, «что происходит в организации», и не собирается перекладывать ее на других. «Именно поэтому я не могу быть «свадебным генералом» в «Правом секторе», – заявил он, добавив, что, несмотря на уход, остается «националистом, государственником и революционером».

Позже в среду пресс-служба ПС, по сути, признала, что группировка сама изгнала своего лидера, отказавшегося следовать воле конференции. Впрочем, в изложении пресс-службы, которое цитирует «Корреспондент», Ярош предстает лишь простодушной жертвой чужих манипуляций. Неназванные члены ПС якобы написали Ярошу письмо, в котором обозначили главные проблемы организации, в частности, уход от революционной стратегии.

После конференции «отдельные лица, управляемые собственными меркантильными интересами, амбициями и, возможно, связями со спецслужбами, сделали все, чтобы настроить Яроша на непризнание решений конференции и неприятие революционной стратегии». «Этот круг лиц уже давно вызревал в рядах движения и, прибегая к угодничеству, интригам, распространению сплетен, пытался влиять на его политику. Именно деятельность этих лиц привела к такой ситуации, при которой Ярош должен сложить полномочия», – говорится в сообщении. О том, кто станет новым лидером «сектора», в пресс-службе не сообщили.

Как известно, «Правый сектор» – изначально неформальное объединение активистов ряда украинских праворадикальных организаций, ставшее известным в ходе евромайдана. В марте 2014 года на закрытом съезде в Киеве ПС преобразовали в партию. Одновременно продолжили существование и общественная организация, и так называемый силовой блок. Подразделения националистов были допущены к карательной операции в Донбассе. Ярош лично участвовал в боях и был ранен под Донецком.

В июле этого года на чрезвычайном всеукраинском съезде, созванном после столкновения в Мукачеве, было объявлено о переименовании «Правого сектора» в Национально-освободительное движение (укр. Національний визвольний рух, НВР) в связи с началом «нового этапа революционной борьбы».

Военным крылом движения является Добровольческий украинский корпус (лидер Андрей Стемпицкий), политическим – партия «Правый сектор» (Андрей Тарасенко). Имеется также некое «молодежное движение» – «Правая молодежь». Лидером «Правого сектора» изначально являлся Дмитрий Ярош, один из руководителей украинской националистической организации «Тризуб».

Уход Яроша выгоден киевским властям, которые неоднократно утверждали, что в стране не должно быть незаконных вооруженных формирований. Минобороны предлагало добровольческим батальонам, в том числе и боевикам ПС, вливаться в ряды Вооруженных сил Украины (ВСУ).

В июле президент Украины Петр Порошенко приказал разоружить «Правый сектор». Хотя Порошенко остается формально верховным главнокомандующим, его приказ выполнен не был. Наоборот, сами радикалы публично выражали недовольство политикой украинского руководства. Еще в августе 2014 года «Правый сектор» требовал от президента закрыть все уголовные дела в отношении членов организации и провести кадровую чистку в МВД, в противном случае обещая двинуться на украинскую столицу маршем.

Директор украинского Института анализа и менеджмента политики Руслан Бортник утверждает, что под эгидой властей происходит «определенная приватизация «Правого сектора». «Это попытка все правое радикально-националистическое движение загнать в формальную организационную структуру и контролировать его. Очевидно, на сегодняшний день с Ярошем не договорились, и он действительно не хочет играть роль свадебного генерала в политическом проекте, который будут контролировать, скорее всего, уже другие люди», – сказал Бортник газете Взгляд.

Однако эксперт не уверен, что Ярош в будущем не может вернуться в «Правый сектор» или создать аналогичную структуру. «Создать без Яроша крепкую структуру «Правого сектора», которая объединила бы большинство украинских правых, просто невозможно. Лидера такого масштаба у правых больше нет. Тягнибок не военный лидер, он больше политик. В то время как Ярош больше вождь», – уверен эксперт.

Бортник отмечает, что полученное ранение ранее не мешало Ярошу вести активную деятельность, и «поэтому на сегодня такое заявление выглядит как дополнительное оправдание, а не как настоящий мотив».

«Волонтеры» с автоматами

В отличие от Бортника, бывший спикер парламента ДНР Андрей Пургин прогнозирует, что «Правый сектор» ждет вовсе не переход под эгиду властей, а наоборот, радикализация.

«Во-первых, на сегодня Дмитрий Ярош не имеет серьезных позиций внутри «Правого сектора». Во-вторых, мы видим, что происходит радикализация как самой организации, так и всех украинских националистов. Конечно, Ярош – харизматичный парень, но в то же время не очень умный. Более того, он никогда не являлся «мозгом» «Правого сектора». Полагаю, что Ярош останется в «команде», а в среде националистов появятся новые лица, более радикальные», – отметил Пургин.

Напомним, в конце сентября Ярош предположил, что «Правый сектор» войдет в состав Службы безопасности Украины (СБУ). По его словам, те члены организации, которые не войдут в спецназ СБУ, смогут работать при ней как «волонтеры», не уточнив, как он понимает такой статус. Но, по словам Бортника, эта идея не реализована.

«Значительная часть членов «Правого сектора» не соглашается работать на СБУ. Для них это государственная структура с очень сомнительным прошлым. Идея Яроша, которую разделяют в «Правом секторе», – это создание так называемой Украинской резервной армии. С этой целью Ярош внес в парламент соответствующий законопроект. Это фактически легализация ПС в виде полугосударственного военизированного гражданского объединения. Но на это власть пока не согласна, потому что это может привести к угрозам для нее в будущем», – считает Руслан Бортник.Тем временем, бойцы предложили Дмитрию Ярошу лично возглавить украинский Добровольческий корпус «Правый сектор».Об этом сообщает ДУК ПС.

«Штаб Украинской Добровольческого корпуса “Правый сектор” выражает несогласие с вашим заявлением о сложении полномочий. Ваш отход от дел может нанести движению вообще и ДУКу в частности непоправимый вред… Считаем целесообразным предложить вам лично возглавить украинский Добровольческий корпус. Готовы выполнять ваши приказы как по фронту, так и по внутреннему развитию ДУК», — говорится в обращении.

«Правый сектор-Запад» заявил, что не принимает отставки Яроша.

«Вполне понимаем причины, побудившие вас сделать заявление, однако, не принимаем вашей отставки. Для нас, как и для тысяч наших единомышленников, вы остаетесь единственным руководителем и лидером “Правого сектора”. Мы осуждаем все попытки очернить вас. Для нас не существует других руководителей, других лидеров», — говорится в заявлении.

Яроша призвали взять под свое непосредственное руководство пятый и восьмой отдельные батальоны и медицинский батальон «Госпитальеры». Но он был вынужден ответить отказом на предложение возглавить предложенный конференцией провод и сложить с себя полномочия руководителя НВД ПС.

Как информировали Харьковские известия, руководство «Правого сектора» обнародовало свою версию отказа Дмитрия Яроша от лидерства в движении.

Напомним, что Дмитрий Ярош выступил с заявлением об отказе возглавлять «Правый сектор». Он заявил, что не будет играть роль «свадебного генерала», которую обещала ему новая должность.

После неожиданного и скандального заявления Дмитрия Яроша о своей отставке с поста лидера Правого сектора, а затем и заявления пресс-службы ПС о том, что в организации произошел переворот, инспирированный «агентами спецслужб», ситуация в Правом секторе стала развиваться стремительно.

К вечеру стало известно о том, что три влиятельных областных организации Правого сектора- Львовская, Днепропетровская и Харьковская не признают отставки Яроша и по прежнему считают его вождем Правого сектора.

Соответствующие заявления они разместили на официальном сайте организации.

«В настоящее время и в той внутри- и внешне политической, экономической ситуации, в которой находится Украина, мы считаем недопустимым осуществление подобных действий и принятие решений, подрывающих авторитет Движения, его Проводника. Решений, которые могут привести к расколу, анархии и навредить общему делу и идее национально-освободительной борьбы.

Днепропетровская областная организация считает для себя категорически невозможным принять отставку Дмитрия Яроша, как единого лидера и вождя Движения; отказаться от выполнения его дальнейших приказов или распоряжений. Вместе и до конца.», — говорится в заявлении днепропетровского ПС.

Аналогичное заявление сделал глава харьковского Правого сектора Андрей Санин.

«Я, как руководитель Харьковского областного отделения „Правого сектора“, заявляю, что для нас есть только один Проводник — Дмитрий Ярош. Мы считаем, что стратегические решения по изменению структуры должны приниматься не на конференции, а на съезде. Слава Украине!», — заявил он.

Также о поддержке Яроша заявил и глава львовского Правого сектора Артем Луцак.

«Лично я отставку Яроша не принимаю» — заявил он.

Пользователи соцсетей также активно обсуждают заявление Дмитрия Яроша об отказе возглавлять «Правый сектор». В самом ПС объяснили это решение интригами внутри движения, а также «отходом от революционной стратегии», что не устроило лидера. Многие блогеры с шутками комментировали это решение.

Прокомментировал отставку Яроша журналист Дмитрий Вовнянко: «Когда я был на ротации — меня немало удивил тот факт, что рядовые „правосеки“ Яроша (который как раз тогда загорал на кровати в больнице Мечникова после ранения) называли промеж себя Димой, откровенно посмеивались над его заявлениями и время от времени замечали „Работа у него такая — таблом на камеру торговать“. Реальной властью „правосеки“ воспринимали командиров своих подразделений, а при упоминании об их проводе морщились: „Да нам провод хоть мешок крупы даст!“ Короче, ПС Ярош не контролировал и раньше. ПС — и не отряд вовсе, вроде „Торнадо“ или „Донбасса“. ПС — это современная Запорожская Сечь. Захотел — пришел, захотел — ушел. Никто никому ничем не обязан. Что произошло? Да все просто. Во-первых, думаю, Ярош потерял канал финансирования. Ну, случилось так — что делать? Ко всему прочему, Ярош хочет дальше делать политическую карьеру. А ПС для него сейчас — бремя. В ПС сейчас обязательно возникнут конфликты между теми, кто воевал (и имеет до черта вопросов к своему провиду) и теми, кто сидел в тылу. Ярошу оно надо? Думаю, вскоре он всплывет. В другом политическом проекте».

А вот журналист Сергей Руденко отметил событие следующим образом: «Ярош отказался от лидерства в «Правом секторе». Жаль. Он — настоящая легенда последних двух лет украинской истории. Только одно его имя наводит страх на «ватников» и на Россию. Нам нужны такие герои. Нам нужен «Правый сектор».

Огорчился из-за отставки Яроша координатор общественного движения «Спильна справа» Александр Данилюк: «Мы дружили с Дмитрием очень много лет. Вместе переживали очень сложные времена. Я считаю, что все время, с момента создания ПС, он занимал взвешенную государственную позицию, которая не позволила врагам использовать ПС в полную силу для деструктивных процессов. Что будет после его ухода — сложно сказать. Надеюсь, в руководстве останутся вменяемые люди, которые не будут приносить Украину на алтарь собственных интересов».

Выяснял обстоятельства сложившейся ситуации общественный деятель, один из координаторов движения «Мы — европейцы» Сергей Кошман: «Ярош решил выйти. Только откуда — я так и не понял. Партия, движение, добровольческий корпус и многое другое, включая участников на митингах небезразличных, „Рэмбо“ из Мукачево или молодчиков нападающих на гей-прайды — это же все были параллельные „Правые сектора“. Откуда вышел, и где остался Ярош? Кто-то понял?».

«Ярош сложил полномочия лидера „Правого сектора“. Он уже легенда. Но надеюсь, что он найдет способ, как не превратиться в миф. Есть, на что надеяться „Правому сектору“ без Яроша? Вскоре увидим», — комментирует событие дипломат Богдан Яременко.

Дмитрия Яроша заставили покинуть пост главы «Правого сектора», заявил в эфире «Радио Вести» бывший комбат «Донбасса», нардеп Семен Семенченко.

По его словам, Ярош покинул свой пост под давлением президента Украины Петра Порошенко, который хочет дискредитировать все, что было связано с Майданом и добровольцами.

Я считаю, что это действия власти или поощрения властью.

Это выгодно, прежде всего, президенту, чтобы все те силы, которые ассоциировались с Майданом, были либо дискредитированы, либо раздроблены.

Поэтому я абсолютно уверен, что без этого здесь не обошлось, — заявил Семенченко.

Почему проводник Ярош соскочил с паровоза? Прежде всего, потому что этот паровоз заехал в тупик. А в тупике — страшно, пишет российский журналист Александр Разуваев.

«Я устал. Я ухожу». Объяснения невнятные. Слабо отрежиссированной выглядит и версия самого Яроша о «тяжелом ранении, которое требует длительного лечения», и так далее. Не забудем, что несколько месяцев назад это тяжкое ранение нисколько не повлияло на публичный призыв начать гражданскую войну против «шоколадного гетмана», который покусился на его бойцов в Мукачево и часть которых потом скоропостижно скончалась в ДТП.

Есть ещё версия съезда (конференции) «Правого сектора», который 8 ноября провели некие троцкисты-бандеровцы, куда сам Ярош не пришел или не был приглашен. На съезде якобы некие сверхрадикальные радикалы упрекнули Провидныка в отходе от революционных стратегий и методов борьбы, хотя из своих рядов его не изгоняли. Так, пожурили за близость с «неукраинским окружением неукраинца Коломойского» и отказ от очередного переворота в Киеве.

Сам Ярош такое обращение с ним назвал «нелегитимным». Уже позже окружение Яроша по традиции обвинило бандеровцев-ревизионистов чуть ли не в связях с ФСБ. Дескать, они, «управляемые меркантильными интересами, амбициями и, возможно, связями со спецслужбами, сделали все, чтобы настроить Яроша на непризнание решений конференции и неприятие революционной стратегии. Этот круг лиц давно вызревал в рядах движения, и, прибегая к интригам, распространению сплетен, пытался влиять на его политику. Именно деятельность этих лиц привела к ситуации, при которой Ярош вынужден был сложить полномочия».

Словом, для обычного человека история запутанная. Однако «Правый сектор» — явление украинское, а в украинском мире, как известно, «на двух украинцев три гетмана». С учетом же того, что «Правый сектор» формировался при содействии СБУ и лично Наливайченко, такой финал можно было предугадать.

В середине 90-х годов так же распалась некогда тоже грозная организация УНА-УНСО, атаман которой Дмитрий Корчинский представлял собой внушительную политическую фигуру. Однако пришло время и всплыли факты причастности той же СБУ и к формированию УНА-УНСО. А о Корчинском сегодня лишь ленивый не говорит как о продажном провокаторе с десятком хозяев…

Потеряв вождя, УНА-УНСО сначала распалась на три части, а после и вовсе превратилась в маргинальную секту, пасторы которой дают нынче показания в грозненском СИЗО и выражают максимальную готовность сотрудничать со следствием.

Ярош среди единомышленников нажил себе достаточно конкурентов и врагов.

И это не только политики и военные. Как сказал бывший апологет и координатор «Правого сектора» из Ровно Ярослав Гранитный, в Яроше разочаровались даже его бойцы, которых он бросал в мясорубки. За то время, что Ярош провел в депутатском кресле, он не добился, чтобы бойцы Добровольческого украинского корпуса «Правый сектор» получили статус участников АТО и не сумел легализовать это незаконное вооружённое формирование. Многие его бойцы, плюнув на него, сами ушли в ВСУ или в полк нацгвардии «Азов».

Структуры «Правого сектора» разрушаются. В левобережных областях (Полтавской, Запорожской, Сумской) это началось еще год назад. Власть и авторитет уплывают от Яроша… Видно, понимая это, он и записал в своем эпохально-прощальном письме к «побратимам», что не хочет «оставаться свадебным генералом в Правом секторе», а потому сам идет в отставку.

Как уверяет пресс-служба «Правого сектора», в его окружении оказалось слишком много «меркантильных интриганов» да еще и с предполагаемыми связями в спецслужбах!

Некоторые украинские аналитики предполагают, что бегство проводника Яроша с паровоза «революции достоинства» — часть заговора Коломойского, разворачивающего свои силы против Порошенко. Хотя кому, как не этим аналитикам, знать, что и Коломойский, срочно эвакуированный в Америку, и Порошенко, распродающий сейчас свой бизнес, — фигурки, легко заменяемые, все управляются рукой посла США. Просто Ярош не смог подняться на тот уровень, когда им бы руководил лично американский посол.

Дантон перед казнью крикнул, что «революция пожирает своих детей». Возможно, эту историю слышал и бывший школьный учитель Дмитрий Ярош…

Подготовила Елена Друбич