Политические итоги недели. Время арестов и терактов. ФОТО. ВИДЕО
Вся последняя неделя в Украине носила какой-то криминальный оттенок. Аресты и покушения отодвинули на второй план даже затянувшееся подведение итогов местных выборов. Хотя во многом эти события, собственно, и были связаны с выборами.
СЕРПОМ ПО УКРОПУ. Темой номер один, безусловно, стал арест ближайшего помощника Игоря Коломойского и лидера партии УКРОП Геннадия Корбана. Как и любое событие подобного уровня, он вызвал противоречивые оценки в стране.
С одной стороны, уголовные производства по действиям Корбана в бытность замом днепропетровского губернатора длились не один месяц. С другой — арест Корбана сразу после того, как “Укроп” на выборах оказался едва ли не самой успешной новой партией, не мог не выглядеть как политические репрессии. Во власти парируют: арест произошел после выборов именно потому, чтобы никто не обвинил ГПУ во вмешательстве в предвыборную кампанию. Да и обвинения Крбана носят именно криминальный характер с “мокрухой” и другими серьезными преступлениями. Но подозрений избежать все равно не удалось — тем более что соратник Корбана Борис Филатов продолжает борьбу за кресло днепропетровского мэра, и еще вопрос, помешает ему арест однопартийца или поможет.
Спустя два дня правоохранители “выровняли” ситуацию, попытавшись вручить повестки трем представителям “Оппозиционного блока”, включая второго претендента на мэрию Днепропетровска Александра Вилкула и задержав за “преступления против Майдана” экс-министра юстиции времен Януковича Елену Лукаш. Но в результате эта история стала выглядеть еще некрасивее, оставив впечатление, что преследованием оппозиционеров власть просто сглаживала у радикалов эмоции от ареста лидера УКРОПа.
События этой недели будут иметь долгосрочные последствия для политической жизни страны. После ареста Корбана компромисс между Петром Порошенко и Игорем Коломойским выглядит невозможным: если президент выпустит Корбана, то будет выглядеть проигравшим, если днепропетровский олигарх сдаст соратника — проигравшим будет он. Так что всех нас ждет увлекательное наблюдение за попытками “отцов украинской демократии” найти альтернативу войне.
ПИАР-ТЕРРОР. Аресты и повестки на этой неделе сопровождались покушениями на украинских политиков, в которые мало кто поверил. Сначала очередной теракт состоялся возле дома Андрея Садового и закончился показательной заботой львовского мэра о террористе, что в комплексе оставило впечатление достаточно топорного пиара. Потом загадочный террорист решил обстрелять окна кабинета генпрокурора. Это должно было выглядеть как криминальная месть Виктору Шокину за арест Геннадия Корбана, но из-за того, что террорист даже не пробил стекло, многие также усомнились.
В принципе, на эти истории не стоило бы обращать особого внимания, если бы не стало уже печальной тенденцией, когда инструментами политического пиара становятся гранатометы и снайперские винтовки. Политики играют с огнем, накаляя обстановку в обществе, а потому оба факта покушений (в кавычках или без) должны быть серьезно расследованы. Иначе оружие станет главным инструментом в политической борьбе.
ВРЕМЯ ВЫПУСКАТЬ ПАР. А тем временем в кабинетах на Банковой и Грушевского разворачивается борьба вокруг предстоящего реформирования Кабмина. К счастью, борьба мирная, а потому выглядящая невинными шалостями на фоне всего вышеизложенного. Хотя ставки в этой борьбе даже более высокие.
Во власти прекрасно понимают, что правительство надо менять (и парламент тоже, но до него очередь пока не дошла). Градус кипения в обнищавшем обществе достиг уже той отметки, когда крышку надо поднять и выпустить пар, иначе рванет. Но видение этой реформы на Банковой и на Грушевского разное: в окружении президента превалируют настроения сменить весь Кабмин вместе с премьером. В окружении премьера, естественно, настроения иные.
В последние недели информационно явно выигрывает премьер. Он и по заграницам ездит, убеждая западных партнеров, что по-прежнему является лучшим из возможных вариантов, и внутри страны задает тон, рассказывая, какой должна быть реформа Кабмина.
Пассивность Банковой в этом вопросе объяснима. Там, с одной стороны, осознают необходимость полного обновления правительства с точки зрения общественных настроений, с другой — понимают, что “Народный фронт” все еще находится под контролем премьера, и его отставка оставит БПП в полном одиночестве (“Самопомич” и “Батькивщина” уже давно присутствуют в коалиции лишь потому, что власть пинать проще, когда она рядом). А потому практически со 100-процентной вероятностью можно утверждать, что премьер останется на своем месте. Кто из членов его правительства уйдет, в принципе, не так важно, поскольку любые назначения сейчас будут очень временными. Ведь если не удается выпустить пар сменой правительства, то неизбежно встает вопрос о смене парламента. А соответственно — и коалиции.
Задержание Лукаш
Глава Комитета по уголовному праву и процессу Ассоциации адвокатов Украины Андрей Сидоренко и политический эксперт Владимир Цыбулько в эфире радиостанции Голос Столицы прокомментировали задержание экс-министра юстиции Елены Лукаш.
Вчера Служба безопасности Украины задержала экс-главу Министерства юстиции Украины Елену Лукаш. Об этом сообщила спикер СБУ Елена Гитлянская.
“Нами был задержан бывший министр юстиции времен Януковича Елена Лукаш, которая скрывалась от органов правосудия. Наверное, все вы помните ее дерзкие выступления, заявления в самые горячие дни Майдана. Также вы помните решения, которые были ею визированы, в том числе законы 16 января. Я думаю, что все это будет предметом исследования правоохранительных органов.
Это была сложнейшая операция Службы безопасности, в которой были задействованы многие подразделения: и контрразведка, и наружное наблюдение, и другие”, — заявила Елена Гитлянская.
Официально Лукаш обвиняют по статье о “завладении государственными денежными средствами путем злоупотребления своим служебным положением, совершенным по предварительному сговору группой лиц, в особо крупных размерах, а также служебном подлоге, повлекшем тяжелые последствия”. Но это только один из эпизодов.
Ситуацию с задержанием Елены Лукаш прокомментировал в эфире радиостанции Голос Столицы глава Комитета по уголовному праву и процессу Ассоциации адвокатов Украины Андрей Сидоренко.
Какое наказание предусмотрено этой статьей?
— Лукаш вменяется пока что две статьи. Статья 191 предусматривает санкции в виде лишения свободы от 7 до 12 лет с конфискацией и запретом занимать определенные должности до 3 лет. Что касается подлога, то там санкция более мягкая — от 2 до 5 лет, тоже с запретом занимать определенные должности, со штрафом и специальной конфискацией.
Во время брифинга СБУ и ГПУ по поводу задержания Лукаш было показано видео, где она на камеру признается, что все было по закону, ее права никто не нарушал, и она добровольно выполняет все требования сотрудников контрразведки.
Зачем снимают и демонстрируют подобные видео? Это алиби спецслужб?
— На данный момент сложно дать оценку, почему появилось это видео. Это либо инициатива непосредственно Лукаш, либо ее “попросили” сотрудники. Но с точки зрения процессуального законодательства это особо не влияет на ситуацию.
Дело в том, что судя по той информации, которая появилась в СМИ, задержали Лукаш на основании статьи 208 УПК. Органы следствия должны в момент задержания оформить протокол, указать в нем время и дату такого задержания. Именно от даты и времени задержания начинает отсчитываться 72-часовый срок, в течение которого Лукаш должны предъявить подозрение и доставить в суд для избрания меры пресечения. Поэтому такое заявление может быть использовано для того, чтобы в протоколе поставить не время фактического задержания, а чуть более позднее, но это теоретически. Я не уверен, что это будет сделано на практике. Возможно, это было сделано просто на всякий случай, чтобы потом не было претензий к СБУ относительно того, что была применена грубая физическая сила или были какие-то нарушения в процессе задержания.
В ГПУ заявляют, что еще в июне Лукаш было объявлено о подозрении, но ее адвокат Юрий Иващенко сказал, что это не так.
Как обстоят дела на самом деле?
— Не видя материалов уголовного дела, сложно понять, какое процессуальное положение у Лукаш. Суда по информации СМИ, ей должны предъявить подозрение, и она в 72-часовый срок должна быть представлена в суд, чтобы избрать меру пресечения. Понятно, что если подозрение уже было предъявлено, тогда ее задержание могло быть по другой процедуре. То есть не по статье 208, а по другой статье УПК, которая предусматривает другой срок для доставки в суд. Опять же, если руководствоваться той информацией, которая была заявлена на брифинге, там фигурирует срок в 72 часа, а значит, подозрение ей еще не было вручено. Оно должно быть вручено в течение 24 часов с момента задержания. После этого, в течение 60 часов ее должны доставить в суд, и в течение 72 часов суд должен принять решение о мере пресечения — взятие под стражу, залог, домашний арест, личные обязательства.
Напомним, в июне ГПУ заявила о том, что Елене Лукаш объявлено о подозрении. Однако ее адвокат Юрий Иващенко отрицает это. В августе Печерский районный суд Киева арестовал три квартиры экс-министра в Киеве. В сентябре Служба безопасности объявила Лукаш в розыск.
О политической составляющей данного задержания радиостанция Голос Столицы поговорила с политическим экспертом Владимиром Цыбулько.
Прошло почти два года с тех пор, как ГПУ просила силовиков задержать Елену Лукаш и, судя по реакции прокурора ГПУ Владислава Куценко на вопрос журналиста, произошло это благодаря “счастливой случайности”. Чем эту “случайность” можно объяснить?
— Счастливый случай в том, что как раз арест Елены Лукаш изменяет определенный баланс в формировании картины новейшего противостояния уже в постмайданной среде. Арест Геннадия Корбана окончательно разбалансировал постмайданную политическую среду. То есть, если оппоненты Порошенко все время говорили, что арест Корбана является атакой на своих партнеров и попыткой выстроить новый союз с «бывшими», то сейчас этот арест Лукаш создает совершенно другую картину.
Плюс вызовы в ГПУ Вилкула, Королевской также несколько смещают акцент. Поэтому можно сказать, что государство укрепилось ровно настолько, чтобы бороться с преступностью, даже если эти преступники когда-то были твоими политическими партнерами.
То есть, если дело Геннадия Корбана — это дело против сегодняшних политических оппонентов, то дело Лукаш — это месть за далекое прошлое? — Это не месть. Лукаш причастна к силовому блоку Януковича, который привел к убийствам на Майдане. И в рамках расследования того преступления, я думаю, этот эпизод несколько прояснит ситуацию.
Судя по всему, у Лукаш не будет особо выбора, как начать сотрудничать со следствием. Почему этого не произошло раньше? Лукаш хорошо скрывалась или плохо искали?
— Судя по всему, продолжается спецоперация, оперативная комбинация, которая предусматривает арест целой сети бывших функционеров Януковича, которые в той или иной степени были причастны либо к хищению бюджетных средств в особо крупных размерах, либо к расстрелу на Майдане.
Ранее в эфире радиостанции Голос Столицы политолог Екатерина Одарченко заявила, что задержание Геннадия Корбана станет серьезным препятствием на пути Украины в ЕС. В то же время президент Петр Порошенко заявил, что “на Корбане никто останавливаться не будет”. По словам президента, иммунитета от привлечения к ответственности за коррупцию нет ни у кого.
По материалам: Сегодня, РИА-новости Украина
Подготовила Елена Друбич