Порошенко & Яценюк. Налоговое противостояние

06.11.2015 13:28   -
Автор:

Это уже не просто конфликт авторов двух концепций будущей налоговой системы – министра финансов Натальи Яресько и главы парламентского Комитета по налоговой и таможенной политике Нины Южаниной. Это начало публичного противостояния президента Петра Порошенко и премьер-министра Арсения Яценюка.

Конфликт проектов

Минфин с марта работал над проектом налоговой реформы. Старт был дан в начале года, чтобы избежать предыдущих ошибок и нарушить традицию принятия бюджета и налоговых изменений в конце декабря – быстро, без обсуждений, с угрозами и без оценки последствий. К сентябрю, казалось, все должно было быть готово. Площадкой для дискуссии должен был стать Национальный совет реформ. В итоге концепций оказалось две, противоположных по идее реформирования и количественным показателям.

“Почему президент назначил ответственной за реформу Яресько и при этом попросил Нину (Южанину, – ред.), которая ни за что ответственности не несет, также разрабатывать законопроект, непонятно”, – выразили недоумение в Минфине.

Тем не менее, неделю назад Нина Южанина, несмотря на угрозы со стороны Международного валютного фонда (МВФ) приостановить финансирование кредитования Украины, выполнила свое обещание и зарегистрировала в парламенте свою версию реформы, которая носит характер либеральной.

Помимо снижения ставок налогов (НДС с 20% до 15%, НДФЛ – с 15/20% до 10%, ЕСВ – в среднем с 41% до 20%), реформа от депутатов предполагает переформатирование структуры Государственной фискальной службы, внедрение электронного кабинета плательщика, упрощение отчетности, усовершенствование норм по трансфертному ценообразованию и системе электронного администрирования НДС, внедрение института налоговых консультантов. Кроме того, законопроект предусматривает взимание налога на прибыль только с распределенной прибыли по ставке 15% (сейчас 18%).

“Наши партнеры четко давали понять: если мы провалим налоговую реформу, денег мы больше не получим. То есть Украина недосчитается почти 5 млрд долл.”, – подтвердил высокопоставленный источник в правительстве.

Помимо кредита МВФ в размере 1,7 млрд долл. до конца года, речь идет еще и о предоставлении помощи от Всемирного банка, ЕС, Японии.

Регистрация проекта, как заявила РБК-Украина Нина Южанина, должна дать старт уже официальному обсуждению документа. И она его достаточно активно обсуждала в течение всей недели, пока Минфин со своей официальной позицией медлит. Отметим, что под реформой комитета свои подписи поставили 115 депутатов всех фракций, большинство из которых – представители “Блока Петра Порошенко” (БПП), а также внефракционные.

“Со многими, поставившими подпись, общался, – рассказал РБК-Украина один из представителей экспертной среды. – Они поставили подписи, но документа в глаза не видели. Им показали лишь отдельные нормы, с которыми они согласились, и все. Некоторые, например Оксана Продан (член налогового комитета, БПП, – ред.), отказались ставить свои подписи именно по причине отсутствия текста на тот момент”.

В Минфине неоднократно обращали внимание на то, что к работе над законопроектом в комитете был открыт доступ лишь нескольким экспертным группам. В частности, на расширенном заседании Совета предпринимателей при Кабмине на вопрос о том, кто принимал участие в разработке реформы, руки подняли лишь несколько человек.

“Проект сырой, по каждому разделу смотри и спотыкайся, – заявил один из экспертов, пожелавший остаться неназванным. – Ренту не доделали, есть вопросы по акцизным накладным, принцип взимания налога с распределенной прибыли идеологически неправильный. Он не вяжется с нашей историей экономики, бизнес попрячет всю прибыль. Мы на прошлой неделе предлагали Игорю Кононенко (замглавы фракции БПП, – ред.) провести встречу с экспертам. Неделя прошла – и ничего”.

Хотя сама Нина Южанина неоднократно делала акцент на том, что двери комитета были открыты для всех экспертов и бизнеса. Был ряд встреч с представителями бизнеса по отраслям.

В Минфине заверяют, что их вариант законопроекта был готов еще в сентябре, над ним работали профессионалы, и именно он соответствует ожиданиям бизнеса.

“Никогда уровень ставок не стоял на первом месте среди проблем у бизнеса. На третьем, четвертом, пятом, но не первом, разве что только ЕСВ. Главная проблема – это администрирование, и нам необходимо над этим работать”, – подчеркнули в окружении Натальи Яресько.

Напомним, что основной акцент в правительственной версии сделан на снижении нагрузки на фонд оплаты труда. ЕСВ предложен на уровне 20%. Такая же ставка планируется и по другим налогам – прибыли, НДС и налогу на доходы физлиц.

Несмотря на то, что министерский проект готов, его не обсуждают предметно, не вносят на рассмотрение Кабмина и не передают в Верховную Раду. Вместо этого Арсений Яценюк придумал проведение национального диалога по реформе, и замминистра финансов Елена Макеева вновь возобновила его обсуждение с общественностью. Диалог уже прошел во Львове, Харькове, на следующей неделе она поедет в Днепропетровск. При этом бизнес и эксперты имеют доступ лишь к презентации концепции.

“Комитет написал свой проект на скорую руку, но это не пройдет, – уверены в Минфине. – Мы не передавали свой вариант, потому что его бы переписали”.

“Это ненормально, когда Минфин, отвечающий за налоговую и бюджетную политику, вынужден спорить с депутатами, – отметил один из советников министра финансов. – Есть еще одна проблема – МВФ. Они смотрят не только на цифры, но и на качество реформы”.

По словам собеседника РБК-Украина из окружения премьер-министра, смысл реформы от Южаниной – банкротство бюджета. Ее реализация может обойтись бюджету в более чем 200 млрд грн дефицита.

“Пусть она предложит депутатам, каким образом, будет перекрыта треть бюджета”, – заявил он.

Как уже сообщало РБК-Украина, в налоговом комитете не согласны с расчетами Минфина и утверждают, что дефицит бюджета не превысит 14 млрд грн, а при оптимистическом сценарии даст дополнительно 17,6 млрд грн. По мнению депутатов, в своих расчетах Минфин не учитывал увеличения поступлений госсектора от сокращения расходов на оплату налогов (более 88 млрд грн), экономию на оплате труда в бюджетной сфере при снижении ставки ЕСВ (23,2 млрд грн), эффект от системы электронного администрирования НДС (21,6 млрд грн). Кроме того, в комитете рассчитывают на детенизацию зарплат на уровне 25%, а это еще дополнительные 12,5 млрд грн.

“Вспомните, когда ставку НДФЛ снизили с 15% до 13%. Через квартал поступления выросли”, – отметил один из советников главы комитета.

С информацией о доходах госсектора можно ознакомится здесь