Рада приняла закон о санкциях и сделала шаг к очищению власти.
Парламент все еще пытается самосохраниться. Вчера депутаты не утвердили ни одного варианта Закона о выборах, зато приняли в первом чтении или в целом все законопроекты, которые требовали Арсений Яценюк или активисты Майдана. Некоторые из принятых законов могут кардинально изменить жизнь страны уже в ближайшем будущем.
Люстрация
Наиболее радикальным из вчерашних законов является давно требовавшийся майдановцами Закон о люстрации, принятый в первом чтении.
Его суть состоит в десятилетнем запрете на нахождение во власти, в судах, органах прокуратуры, СБУ и МВД (вплоть до рядовых сотрудников) всем, кто был на руководящих должностях во время правления Виктора Януковича (с 25 февраля 2010 года по 22 февраля 2014 года), а также правоохранителям или госслужащим, в силу служебных обязанностей совершившим нечто негативное для Майдана-2013–2014. Кроме них, в список «неприкасаемых» попали публичные агитаторы за сепаратизм, фальсификаторы выборов 2004-го и 2012 года, руководители структур КПСС и ВЛКСМ от обкомов и выше (для КПСС — от райкомов), сотрудники и агенты КГБ, а также те, кто преследовал ОУН-УПА в 1944–53 годах. Наконец, под люстрацию могут подпасть все, кто не входит в предыдущий список, но в чьих декларациях (а также декларациях родственников от прабабушек до правнуков) за последние три года обнаружится явное несоответствие между доходами и расходами. Проверка всех, кто уже занимает подлюстрационные должности, будет проходить по специально утвержденному плану в течение двух месяцев после принятия закона в целом.
Несмотря на подробно прописанные перечни «неприкасаемых», отдельные пункты закона выглядят явно абсурдно даже с точки зрения победившего Майдана. К примеру, под люстрацию подпадают не только Янукович и его назначенцы, но и все правительство Юлии Тимошенко, работавшее до 11 марта 2010 года, включая ее саму, Александра Турчинова, Петра Порошенко и Юрия Луценко. Должен быть снят с должности, согласно этому закону, и председатель СБУ Валентин Наливайченко, занимавший ту же должность до 11 марта 2010 года. А вот Петр Порошенко под люстрацию подпадает дважды — и как министр иностранных дел в 2010-м, и как министр экономики в 2012-м в правительстве Николая Азарова. Правда, президентом он быть может (эта должность не входит в число люстрируемых), однако потом он не сможет стать ни министром, ни нардепом.
«Безусловно, этот закон будет меняться, поскольку в нем много моментов, вызывающих вопросы, — говорит нардеп от «Батькивщины» Андрей Павловский. — Есть статья, запрещающая менять закон по сути, но его однозначно нужно привести в соответствие с Конституцией, иначе любой человек подаст в суд и выиграет его. До ближайшего заседания Верховной Рады у нас есть время это сделать».
Но если с известными лицами, подпадающими под закон, все более менее прозрачно, то принятие на работу в МВД, прокуратуру или суды через подачу деклараций о доходах и расходах всех родственников открывает широкое поле для коррупции в проверяющих органах, которыми должны стать Центризбирком и специальная комиссия Кабмина: «упустить из виду» какие-либо незадекларированные расходы у нужного человека за определенную сумму совсем несложно, так как проверка будет массовой, а перепроверять все декларации никто не будет.
Перспективы принятия закона во втором чтении туманны. «Практически весь закон антиконституционен, — сказал нам источник в пропрезидентской группе депутатов. — Согласно Конституции, любой человек, к примеру, может стать нардепом, если у него нет непогашенной судимости. Соответственно, он по идее должен выиграть суд, так как Конституция выше закона о люстрации. Но суды наверняка будут принимать те решения, которые им скажут. Будет ли принят этот закон? Думаю, да, потому что по настроениям избирателей он — один из самых важных. Но, скорее всего, его примут в среднем виде, то есть оставят люстрацию для Януковича или Азарова, для сотрудников КГБ и членов ЦК КПСС, но уберут все, что касается среднего и нижнего звена». А вот источник во фракции УДАР считает, что этот закон ждет печальная судьба: «После указа о выборах все разъедутся на округа, чтобы вести избирательную кампанию. Думаю, что осенью Рада вообще сможет принять только один закон — о финансировании выборов».
Выборы
Депутаты опять провалили все варианты законов о выборах Верховной Рады (как и закон об их финансировании). Основных вариантов вчера было два — выборы по пропорциональной системе (голосование только за партии) и по смешанной (половина депутатов от партий, половина на округах); в обоих вариантах предполагались блоки и сокращение кампании до 45 дней. Но оба были провалены. И, как сказал нам источник в окружении президента, шансов на принятие больше нет: «Ты не представляешь, какие там торги. За месяц ни на шаг никто не сдвинулся, поэтому плюнули и решили проводить выборы по нынешнему закону». По нынешнему закону — это предвыборная кампания 60 дней (выборы — 26 октября), половина депутатов избирается на округах, половина — по спискам партий (но не блоков, которые не вернули), причем для них сохраняется барьер в 5%. По словам источника, согласно закрытым опросам, проведенным в августе, в этом случае в новый парламент по партспискам не попадают Партия регионов, КПУ и «Свобода», зато, безусловно, проходят «Солидарность» Петра Порошенко, Радикальная партия Олега Ляшко, УДАР, «Батькивщина» и «Гражданская позиция» Анатолия Гриценко.
Санкции
Закон о санкциях мог стать хитом вчерашнего сессионного дня, но перед принятием его почистили от части одиозных положений. Самое главное — в списке тех, к кому могут быть применены санкции, уточнено: санкции касаются только тех иностранных и украинских юридических лиц и граждан, которые осуществляют террористическую деятельность. Правда, при этом сохранен весь размытый перечень пунктов, за которые могут применяться санкции, включающий «нарушение интересов общества» и «препятствие устойчивому экономическому развитию страны».
Помимо этого, из списка санкций по настоянию европейских структур убрали все пункты, касающиеся закрытия любых типов СМИ. Правда, эта правка была внесена с голоса Арсением Яценюком, и в тексте, подготовленном ко второму чтению, не отражена. А окончательный вариант текста пока отсутствует. Также из списка санкций исключен запрет партий и общественных организаций.
После принятия закона Арсений Яценюк удовлетворенно заявил, что Украина, наконец, показала, что она умеет защищаться. Но далеко не у всех в Раде такое мнение. «Эти санкции — бумеранг по нам, — считает первый зампред фракции Партии регионов Михаил Чечетов. — На нем мы потеряем $7 млрд. Глава Нацбанка в Раде сказала, что курс будет 20 или 25 грн/$, если будет война или санкции. Вот это мы и получим».
Труба
Парламент исполнил еще одну мечту Яценюка, приняв закон о возможности продажи 49% газотранспортной системы. Его уже дважды проваливали, вчерашнее успешное голосование связано с изменением позиции «Свободы». Еще в начале недели позиция свободовцев была однозначна: труба должна оставаться в госсобственности, однако, как объяснил вчера нардеп из фракции Тягнибока Александр Мирный, они боролись за то, чтобы ГТС не купила западная компания, в которой скрытым собственником является «Газпром». А насчет продажи почти половины трубы компаниям из США или Евросоюза они не против.
Помимо нормы о раскрытии всех данных о собственниках компаний-претендентов, в закон также внесена правка, согласно которой в процессе определения участников торгов будет участвовать Верховная Рада. По словам источника во фракции УДАР, инициировавшей эту правку, она внесена для того, чтобы исключить возможности для коррупции со стороны окружения Яценюка в процессе продажи. «К тому же решение по торгам будет принимать уже следующая Рада, так что возможность того, что кто-то получит откат, практически исключена», — добавил он.
Источник: Вести