Порошенко VS Яценюк. Война за Продана
Арсений Яценюк призвал СБУ расследовать проведение проверки контракта на поставку африканского угля. По сути, премьер взял под защиту министра топлива и энергетики Юрия Продана, проверку деятельности которого инициировал генпрокурор с подачи Петра Порошенко. Что означает двусторонний вывод конфликта между президентом и премьером в публичную плоскость.
Зеленый цвет «черного золота»
Как известно, первым залпом в этой войне стало недельной давности заявление Генпрокуратуры о проведении проверки закупки 1 млн тонн угля по завышенным ценам. Почти тогда же стало известно, что действия Виталия Яремы обусловлены поручением Порошенко, сделанным во время заседания СНБО. По словам источника на Банковой, началось все с того, что в АП поступила информация о том, что госкомпания «Центрэнерго» в августе закупила уголь в ЮАР по цене на $20 дороже, чем другие страны закупали на тот момент. «Кто-то явно положил в карман разницу», – пояснил источник.
Но едва ГПУ занялась проверкой, как последовало сразу несколько вбросов в провластные СМИ, в которых одни авторы стали доказывать, что цены нормальные, другие – что цены не совсем нормальные ($112 за тонну с учетом доставки на ТЭЦ при цене российского угля $93 на тех же условиях), но это следствие того, что Кабмин поставил Минтопэнерго задачу купить уголь не в России, а при таких условиях условия Steel Mont Trading Ltd – британского посредника по южноафриканскому углю – оказались лучшими.
Однако в этих версиях нашлись слабые места. Во-первых, всплыла информация о том, что $86 (цена без доставки на ТЭЦ) – это все же на $9 дороже, чем цена закупки в августе того же южноафриканского угля для других стран. Во-вторых, по словам близкого к «Батькивщине» председателя независимого профсоюза Михаила Волынца, после доставки качество угля из ЮАР окажется хуже, чем это необходимо для наших ТЭЦ.
Про Фому и про Ярему
Видимо, в силу неубедительности версии в последние дни противники президента перешли в наступление. Сначала ряд СМИ разместил информацию о том, что руководство Администрации президента срывом южноафриканского контракта якобы лоббирует закупки угля из России (который по факту может оказаться углем из ДНР), потом появилось сообщение, что из-за проверки ГПУ британский трейдер отказался от поставок угля из ЮАР в Украину (успев привезти 500 тысяч тонн из запланированного миллиона). И, наконец, вчера премьер фактически выдвинул Генпрокуратуре политическое обвинение: «В силу различных событий по т. н. проверке, Украина потеряла сейчас возможность закупать уголь из других стран мира кроме России и территорий ЛНР и ДНР». Отсюда – вышеупомянутое поручение СБУ, а также – поручение МИДу найти страны, которые могут продать нам уголь.
В этих заявлениях уже странно все. Во-первых, контракты по российскому углю, о которых написали СМИ, – это 150 тысяч тонн в месяц. Учитывая тот факт, что потребность Украины в угле в отопительный период – 1 млн тонн, в этот объем вполне вмещаются и южноафриканский, и российский уголь. Во-вторых, те же СМИ опубликовали таблицу компаний и стран, предлагавших Украине уголь в августе (помимо ЮАР, это США, Перу, Китай и Вьетнам); так что для выполнения поручения МИДу достаточно распечатать эту таблицу. В-третьих, СБУ находится в сфере влияния президента (ею руководит ударовец Валентин Наливайченко), и на Банковой знают, каким будет результат проверки. Сам Яценюк этого тоже не может понимать.
На самом деле, смысл заявлений премьера в другом. Ими он, прежде всего, перебросил обвинения с подконтрольного ему Минтопэнерго на подконтрольную президенту Генпрокуратуру, причем придал им характер политических. Кроме того, своим поручением МИДу Яценюк дал понять, что именно он пытается спасти ситуацию, которую загнала в тупик ГПУ (читай – Порошенко). Так что, по сути, оба поручения – не более чем очередной выстрел в информационной войне премьера и президента.
Война за умы – война за власть
В чем смысл этой войны? Источники в парламентских кругах называют сразу несколько вариантов. Во-первых, борьба за кресло главы Минтопэнерго (в частности, кандидатом от президента называют бывшего винницкого губернатора Александра Домбровского) и возможность контролировать угольные, газовые и нефтяные потоки. Во-вторых, борьба рейтингов: по неофициальной информации, после выборов премьер продолжает «объедать» рейтинг президента, и Банковая лихорадочно пытается остановить этот процесс с помощью своей повестки дня для СМИ (правда, как видим, не слишком удачно). И в-третьих, информвойна является одним из индикаторов для внефракционных мажоритарщиков и их групп, которые все еще определяются с тем, на кого ориентироваться в новоизбранном парламенте.
Поскольку война набирает обороты, нельзя исключать, что количество ориентирующихся на президента и премьера депутатов будет определять не то, кто из них будет играть первую скрипку в коалиции, а то, кто из них вообще будет в коалиции, а кто – вне ее. По словам источника на Банковой, появившийся вчера в интернете якобы список членов будущего Кабмина Яценюка – не более чем компиляция слухов, отдельных очевидных назначений и пожеланий различных фракций. «До соглашения по списку Кабмина еще очень далеко, – добавил источник. – Как и до решения вопроса о том, какой будет коалиция».
Напомним, ранее мы писали, что не исключен вариант что блок порошенко сформирует коалицию без Народного фронта в составе партии Ляшко, батькивщины и самопомощи. Вероятность этого в парламентских кругах оценивают близкую к 50%.
Ранее сообщалось, что в АП заговорили о коалиции без Яценюка. Интересы президента и премьера входят в противоречие сразу по нескольким пунктам — это и пост главы МВД, и кресло спикера, и контроль над Минюстом. Все это хочет оставить за собой команда Арсения Яценюка, в то время как у Петра Порошенко иные планы.
Тем временем, Генпрокуратура начала проверку Министерства энергетики и угольной промышленности в связи с ценой закупок угля из ЮАР. Кроме того, на допрос в прокуратуру был вызван министр энергетики и угольной промышленности Юрий Продан.
Источник: Вести