11 октября президент России Владимир Путин поручил Министерству обороны РФ вернуть в места постоянной дислокации военнослужащих, которые участвовали в учениях на территории Южного военного округа (в Ростовской области, недалеко от украинской границы). По мнению российского оппозиционного политика Бориса Немцова, это означает фактическое закрытие путинского проекта “Новороссия”.
В комментарии изданию “ГОРДОН” украинский журналист, публицист и телеведущий Виталий Портников заявил, что никакого проекта “Новороссия” никогда не существовало, а был план по восстановлению Российской Федерации в границах всего СССР. И план этот, по мнению журналиста, реализовывался с 1991 года при президенте Борисе Ельцине.
“В отличие от многих украинских пользователей соцсетей, я не считаю, что проект “Новороссия” закрыт или открыт. Такого проекта в принципе никогда не существовало. Президенту РФ не нужны ни “Новороссия”, ни Крым. У Путина одна-единственная геополитическая цель – восстановление Российской Федерации в границах Советского Союза, а также восстановление сферы влияния в Центральной и Восточной Европе. Украина, Беларусь, Казахстан и другие бывшие республики СССР должны были стать либо частью РФ, либо частью нового государства под названием Евразийский союз. Это даже не план Путина – это план всего российского руководства, который был принят в 1991 году и частично воплощен в виде Содружества независимых государств. СНГ должно было стать прообразом нового союзного государства со столицей в Москве и президентом Борисом Ельциным”, – отмечает Портников.
По мнению журналиста, когда стало окончательно ясно, что Украина взяла курс на Европу, Кремль совершил фальстарт, начиная от действий российских агентов на Майдане и аннексии Крыма и заканчивая войной на Донбассе.
“Когда стало ясно, что план по вовлечению всех бывших республик в сферу политического и экономического влияния РФ не удался, был запущен другой план. По сути, агрессия Владимира Путина в Украине – это фальстарт. На самом деле украинская государственность должна была быть ликвидирована тогда, когда бы мы вошли в Евразийский союз. Именно так чуть не произошло, но Майдан 2013 года вернул на повестку дня подписание Украиной Соглашения об ассоциации с Евросоюзом. Тогда-то Кремль и начал силовые действия там, где их можно было начать, – в Крыму и на Донбассе”, – объясняет Портников.
Публицист подчеркивает, что “на широкомасштабные боевые действия на территории Украины у Путина попросту не хватило сил, а массовой поддержки в русскоязычных областях Украины политики РФ тоже нет”.
“Аннексия Крыма, – продолжил Портников, – создало такие инфраструктурные проблемы, что без серьезных договоренностей с Украиной и Западом самой России их не решить. Кроме того, подлинные агрессивные намерения РФ в отношении бывших союзных республик совпали с падением мировых цен нефть”.
Эксперт напоминает, что в 2008 году, когда стоимость нефти была гораздо ниже сегодняшних 88$ за баррель, экономика России устояла.
“Но тогда в России не было таких проблем с абсолютно неэффективным управлением страной, – подчеркнул Портников. – Из Администрации президента РФ не были вычищены все относительно компетентные люди, понимающие все риски политических решений для экономики государства. Россия 2008 года не была под серьезнейшими западными санкциями – наоборот, спасалась от воздействия глобального кризиса вместе со всем цивилизованным миром. И наконец, в России образца 2008 года не было колоссального оттока капитала, который наблюдается сегодня на фоне снижения цен на нефть”.
Портников убежден, что “выживание нынешнего политического режима России под большим вопросом”.
“Нефтяные и газовые компании России не могут брать долгосрочные кредиты на Западе, хотя им это жизненно необходимо для выживания в условиях понижения мировых цен на энергоносители. В 2008-м таких проблем в РФ не существовало. Кроме того, запасы российской нефти шесть лет назад были очень велики. Сейчас они критично малы. Необходима срочная разведка новых и труднодоступных месторождений. Но разведку невозможно провести из-за ухода западных компаний с российского рынка. У самой РФ таких технологий нет и в ближайшие 25–50 лет не предвидится. Так что выживание нынешнего политического режима России под большим вопросом”, – подытожил Виталий Портников.