Призрак декоммунизации. На Банковой заговорили о вето закона о «запрете СССР»
Спустя неделю после принятия закона о декоммунизации у власти все еще нет понимания того, что с ним делать. Первые комментарии одного из авторов этого документа Виктории Сюмар о том, что его нормы являются не обязательными, а рекомендательными (мол, как решат местные власти по переименованию, так и будет) оказались лишь попыткой успокоить неоднозначную реакцию общества. Как выяснили «Вести» у представителей комитета по правовой политики, который был профильным при рассмотрении проекта, принятый закон все-таки обязателен к исполнению.
Обязаны переименовать
«Часть закона, которая декларирует осуждение коммунистического режима, безусловно, является теоретической. Но основные его нормы, в которых прописаны сроки выполнения, являются обязательными, — объясняет нардеп от Блока Порошенко Наталья Новак. — Прописаны определенные виды ответственности за публичную демонстрацию коммунистической символики, указаны конкретные сроки для переименований городов и улиц. Возможно, процесс окажется более длительным, чем это прописано в законе, однако главное, что он будет запущен».
«Закон однозначно является обязательным для исполнения, — говорит сопредседатель группы «Возрождение» Валерий Писаренко. — Другое дело, нужно ли было его принимать. Ведь все, что принято в законе, легко использовать для дестабилизации ситуации».
Президент на растяжке
О проблемах, возникающих в случае введения закона в действие, задумались и на Банковой. Как сообщил нам источник в Администрации президента, там нет единого видения относительно его перспектив: «В принципе, маловероятно, что удастся избежать его подписания президентом. Но Ложкин (глава АП. — Авт.) однозначно против, он предлагает отправить его назад в парламент с замечаниями. Или можно было бы отправить в Конституционный суд на предмет соответствия Конституции. Там много очень сомнительных норм. По тому же переименованию — закон вторгается в сферу ответственности местного самоуправления. Во фракции БПП говорят, что надо подписывать — мол, мы получим голоса Западной Украины на местных выборах. Правда, на западе прибавим, но на юге и востоке все потеряем. Так что пока готового решения нет. Гройсмана попросили по максимуму придержать закон в парламенте, не передавая нам на подпись».
Относительно юридического несовершенства закона еще до его принятия било в набат юридическое управление Верховной Рады. Из его вывода следовало, что проект не соответствует статьям Конституции о политическом плюрализме и свободе политической деятельности, а также противоречит ряду законов — в частности, передавая полномочия местного самоуправления по переименованию городов и улиц исполнительной власти в виде рай- и обладминистраций. Депутаты предупреждения проигнорировали, однако теперь, по информации от источника на Банковой, те же аргументы может выдвинуть юридическое управление АП.
Исправить неточности
Тем временем о проблемах, которые несет закон, заговорили даже его сторонники. Так, голосовавший за него нардеп от «Народного фронта» Дмитрий Тымчук заявил в «Фейсбуке», что уже подготовил проект изменений, чтобы исправить некоторые «неточности»: «Из-за этих неточностей сейчас вполне возможна трактовка, что под запрет попадают все награды советского периода — и боевые, и трудовые — на которых присутствуют флаг СССР, серп и молот, красная звезда или надпись «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!». Равно как и боевые знамена, являющиеся одним из символов победы. А те, кто их публично демонстрирует, будут нести ответственность».
На Банковой найдут третий вариант
Так что у Банковой достаточно оснований, чтобы «завернуть» антисоветское творение парламента. Но сделает ли это Порошенко? «Для президента это, безусловно, головная боль, — считает политолог Владимир Фесенко. — Закон о декоммунизации оказался еще более сырым, чем закон о люстрации. Голосовали — веселились, прочитали — прослезились. Но и наложить вето, значит, подставиться под удары оппонентов из «Народного фронта», которые тут же назовут президента тайным сторонником коммунизма. Думаю, на Банковой попытаются найти какой-то вариант посредине. Во-первых, это может быть вето, но названное так, чтобы не выглядело как вето — вроде «поддержал, но вернул в парламент для совершенствования». Во-вторых, может быть подписание, но с саботажем через подзаконные акты. И, наконец, отправка в Конституционный суд еще до выбора между подписанием и вето. Последний вариант — это лишь оттяжка решения, но не исключено, что именно это и нужно президенту».
Ранее Верховная Рада запретила пропаганду и символику коммунизма и нацизма в Украине. Законопроект признает коммунистический режим 1917-1991 годов в Украине преступным и проводившим политику государственного террора, с соответствующими последствиями для коммунистической символики и пропаганды.
В то же время, Рада признала участников армии УНР, армии ЗУНР, Карпатской Сечи, УВО, ОУН, УПА, Украинского главного освободительного совета, Украинской Хельсинкской группы и других похожих организаций борцами за независимость Украины.
Источник: Вести
Подготовила Елена Друбич