Программа Кабмина Гройсмана

19.04.2016 09:15   -
Автор:

После того как парламент проголосовал за назначение Владимира Гройсмана премьер-министром и поддержал его Кабмин, депутаты приняли и программу деятельности нового правительства. Она насчитывает 17 пунктов, а принять ее удалось лишь с четвертого раза 243 голосами за: слуг народа, среди прочего, не устраивала предложенная программа приватизации. “Сегодня” проанализировала документ и узнала, насколько он жизнеспособен.

ПЛАН РАБОТ. Первое, чем планирует заняться новое правительство, — реформировать национальную систему обороны. В программе отмечается, что украинскую армию переведут на стандарты НАТО. Коснутся изменения боеприпасов, вооружения и техники, например, будет введен четкий перечень калибров для пуль, разрешенных к использованию (всего документов о стандартизации в Североатлантическом альянсе — 1300 штук). Важным новшеством станет разделение компетенции Минобороны и Генштаба ВСУ: первое будет определять госполитику в военном секторе, а Генштаб сделают единственным органом военного управления.

Намерены продолжить в Кабмине и работу по созданию нового Налогового кодекса: ожидается, что после его утверждения нардепы наложат мораторий на внесение в него изменений на пять лет. Не останется в стороне и сельское хозяйство: для поддержки фермерских хозяйств хотят упростить систему налогообложения, разработать план льготного кредитования и дать доступ отечественным производителям на внутренний рынок. Кроме того, земли, которые находятся в государственной и коммунальной собственности, будут сдавать в аренду исключительно на аукционах.

Займется новое правительство и вопросами крупных компаний, в частности “Нефтегазом”: после его реорганизации планируют создать несколько компаний, которые будут по отдельности заниматься добычей и транспортировкой газа.

ЭКСПЕРТЫ: не все так просто. Экс-замсекретаря СНБО Степан Гавриш отмечает: переход на стандарты НАТО страна сегодня вряд ли потянет. “Тут речь идет о суммах, которые начинаются от $150 млрд, если принимать все стандарты! Например, цена не самого современного самолета НАТО начинается от $120 млн. А мы говорим о танках, смене систем связи, систем управления… Для Украины эти цифры нереалистичны”, — сказал он “Сегодня”. Политолог Владимир Фесенко считает, что у принятой программы только одна задача — обеспечить правительство Гройсмана иммунитетом на год. “Я не знаю ни одного правительства в Украине, которое бы работало по программе, утвержденной парламентом. Эта программа писалась наспех, на скорую руку. Реальную же программу своей деятельности — в виде четких целей, задач и инструментов, которые придется согласовать с МВФ и другими западными партнерами, — правительству придется определять в будущем”, — подытожил он. А по мнению президента Украналитцентра Александра Охрименко, пункты программы выписаны в правильном направлении. Но эксперт предупреждает: одних слов мало. Для начала нужно посмотреть, как они будут выполняться: “Нужно хотя бы полгода, чтобы понять, что сделано или не сделано”.

Те, кто против: цели и условия

Те, кто не поддержал программу действий Кабмина, критикуют ее за отсутствие четких целей и пока непредсказуемые результаты. Так, к примеру, нардеп от БПП Сергей Мищенко свой протест объясняет условиями, на которых он вошел в коалицию на прошлой неделе (до этого был внефракционным): “Когда я входил во фракцию, поставил условие: если я увижу, что в течение 100 дней никаких действий со стороны нового правительства не будет, я покидаю коалицию. А этот план дает неприкосновенность Кабмину на один год. А как я могу голосовать за год неприкосновенности, если у нас была договоренность на 100 дней?” — объясняет он нам. Второй причиной он называет продажу аэропорта “Борисполь”, которая предусмотрена программой приватизации Кабмина (Мищенко прошел в Раду в 2014-м по Бориспольскому мажоритарному округу): по словам нардепа, жители его округа против такого решения.

Не в восторге от плана и в оппозиции: “Принятая программа не содержит четких целей и сроков. Мы готовы подсказать правительству, как надо работать”, — заявил депутат от “Оппозиционного блока” Сергей Левочкин.

Коалиция: чистая формальность и общая цель

Несмотря на то, что Верховной Раде все-таки удалось утвердить состав нового правительства во главе с Гройсманом, политический кризис пока далек от своего завершения: эксперты весьма скептически говорят о новой коалиции, куда по факту вошли только две партии — БПП и “Народный фронт”. Напомним, “добрать” необходимого 226-го депутата в коалицию удалось на прошлой неделе буквально за день до голосования: последним “штыком” стал тогда еще внефракционный Сергей Мищенко. Понимает всю сложность ситуации и глава фракции БПП Юрий Луценко: он признал, что для стабильной и качественной работы депутатов в коалиции пока недостаточно, и подчеркнул, что пребывание некоторых депутатов в коалиции можно назвать условным. А вот спикер ВР Андрей Парубий настроен оптимистичней: по его словам, на конец прошлой недели парламентское большинство насчитывало уже 234 нардепа.

Эксперт Руслан Бортник по этому поводу шутит: “Коалиции сегодня не существует. Но по факту жить она будет долго”. Он объясняет: нынешний альянс двух партий — чистая формальность: “Существовать союз может достаточно долго. При этом им постоянно будет не хватать голосов, поэтому будут постоянно привлекаться к голосованию по каким-то важным законам те или иные депутатские группы или фракции, в том числе оппозиционные”, — рассказал он нам.

По словам его коллеги, политолога Тараса Березовца, за кандидатуру Гройсмана в прошлый четверг голосовало всего 206 депутатов коалиции. “Остальные голоса были получены именно от оппозиции, а также других мелких депутатских групп. То есть у нас коалиция держится на двух фракциях, но мы прекрасно понимаем, что кризис никуда не делся и очевидно, что будет продолжаться. Поэтому время, отведенное этому правительству и коалиции, не более года. И хотя сейчас проблем с голосами нет, если “Народный фронт” решит выйти из коалиции, шансов восстановить ее уже не будет”, — подытожил он.

Политолог Вадим Карасев также дает нынешней коалиции год, и к декабрю 2016-го обещает легкие покачивания правительства и большинства. По его словам, сегодня нардепов в рамках большинства объединяет общая цель: недопущение досрочных выборов, потому что их политсилы стремительно теряют рейтинги. “Партии их не хотят. Поэтому пока я вижу, что для депутатов это большинство в юридическом смысле необходимо, и никто не собирается ее подрывать изнутри. Так что пока я не вижу предпосылок, чтобы в ближайшие месяцы коалиция распалась”, — считает он.

Подготовила Анна Лапенко