Путин – Обама. Ледяная встреча. Компромисс “семи к одному” найден
Запад крайне недоволен тем, что российский лидер не желает «выбросить за борт» Башара Асада. Однако в целом, Владимир Путин и Барак Обама остались довольны итогами состоявшихся на полях саммита G8 переговоров
Владимир Путин и Барак Обама провели на полях проходящего в североирландском Лох-Эрне саммита «большой восьмерки» двусторонние переговоры, затянувшиеся почти на два часа.
«Вопрос не поднимался»
По итогам встречи, продлившейся почти в два раза дольше запланированного времени, оба президента заверили журналистов, что остались довольны разговором.
«Мы провели обстоятельные переговоры практически по всем вопросам. В частности, мы договорились запустить новые механизмы сотрудничества в этой сфере, включая контакты на уровне премьер-министра России и вице-президента США. Думаю, что у нас есть возможность двигаться вперед по самым чувствительным направлениям», – сказал Путин.
Москва и Вашингтон также договорились о регулярном диалоге между министрами иностранных дел и обороны.
Переговоры внесли ясность и в вопрос о том, посетит ли Обама Москву с визитом накануне саммита G20, который пройдет 5–6 сентября в Санкт-Петербурге. «Для закрепления конструктивного характера наших отношений мы намерены поддерживать регулярные контакты на высшем уровне и провести российско-американский саммит в Москве 3–4 сентября 2013 года, чтобы более детально обсудить весь спектр двусторонних и международных вопросов», – приводит РИА «Новости» текст заявления.
Кроме того, лидеры договорились использовать линию прямой связи центров по уменьшению ядерной опасности для обмена срочными сообщениями по компьютерным инцидентам.
В течение месяца Москва и Вашингтон решили создать двустороннюю рабочую группу по вопросам угроз в сфере использования информационно-коммуникационных технологий. Группа будет встречаться на регулярной основе и проводить «оценку возникающих угроз, разрабатывать, предлагать и координировать конкретные совместные меры по реагированию на такие угрозы, а также по укреплению доверия».
При этом тему разгоревшегося в преддверии саммита скандала вокруг прослушивания телефонов первых лиц во время встречи в Лондоне в 2009 году президенты решили обойти. Как заверил журналистов заместитель помощника президента США по национальной безопасности Бен Родс, «этот вопрос не поднимался». «И вообще, темы, связанные с недавними утечками, не обсуждались», – приводит его слова ИТАР-ТАСС.
Родс добавил, что в целом США и Россия прекрасно знают, что у «каждой из сторон есть разведывательное сообщество». «Мы ведем диалоги по этим вопросам годами», – сказал он.
«Становлюсь слабее»
Предметом шуток во время переговоров стали спортивные достижения президентов двух стран.
«Мы поговорили о том, что президент Путин все лучше и лучше преуспевает в дзюдо, а я, что касается баскетбола, становлюсь все слабее и слабее. Мы оба согласились с тем, что с возрастом все труднее справляться с нагрузкой», – поделился по итогам разговора Обама.
Российский лидер ответил с улыбкой, что Обама хочет его расслабить заявлением о том, что он становится слабее.
Подняли президенты и тему безопасности, поручив профильным советам поддерживать регулярный диалог по вопросам, представляющим взаимный интерес, а Обама заявил о готовности активизировать сотрудничество в сфере обеспечения безопасности Олимпиады в Сочи. «Что касается борьбы с терроризмом, борьбы с насилием, связанным с террористическими актами, мы говорили о том, что нам необходимо усилить наше сотрудничество, включая сотрудничество по организации Олимпийских игр», – отметил глава США.
«Путин не выбросит за борт Асада»
«В чем-то наши позиции еще не совпадают, но мы объединены стремлением прекратить насилие, прекратить увеличение количества жертв в Сирии, решить проблему мирными средствами, в том числе с помощью переговоров в Женеве. Мы договорились подтолкнуть процесс мирных переговоров и побудить стороны сесть за стол переговоров и организовать переговоры в Женеве», – констатировал Путин.
Президент США в свою очередь сообщил, что поручит своей администрации принять меры для подготовки второй международной конференции по урегулированию ситуации в Сирии. «У нас есть общая заинтересованность, чтобы положить конец насилию, которое имеет место, а также заинтересованность в том, чтобы обезопасить химическое оружие, которое может находиться в Сирии, чтобы предотвратить его использование и распространение этого оружия… Мы собираемся поручить нашим командам, сотрудникам работать над тем, чтобы провести следующий тур переговоров в Женеве», – сообщил Обама.
Впрочем, как заметили западные СМИ, из-за Сирии встреча двух лидеров была «ледяной». «Оба почти все время смотрели прямо перед собой, не улыбаясь. Путин иногда смотрел в пол», – описывает The Los Angeles Times впечатления журналистов от совместной пресс-конференции двух президентов.
«Это иллюстрирует, как трудно будет сместить Башара Асада даже после того, как некоторые повстанческие группировки получат американское оружие. У России нет особых резонов подталкивать Асада к мирным переговорам, когда его силы наступают», – пишет журналист издания.
«Перспективы достижения соглашения между Москвой и Вашингтоном о том, как закончить войну в Сирии, стали далеки, как никогда, после холодной двусторонней встречи Путина и Обамы, закончившейся жестким обменом дипломатическими любезностями», – соглашается Guardian.
По мнению издания, от встречи Обамы и Путина ожидали «перезагрузки» охладевших отношений Москвы и Вашингтона, однако несогласие в сирийском вопросе «сказалось на жестком языке жестов между двумя лидерами».
«Переговоры были конструктивными, но Путин не готов выбросить за борт президента Асада», – в свою очередь сообщил Financial Times информированный источник.
Надежд на то, что саммит «большой восьмерки» станет действительно «мирным», ко второму дню почти не осталось, соглашается Le Figaro. «Сирийский вопрос стал главной темой обсуждения в ходе ужина глав государств и правительств. Однако неформальная беседа у камина, за которую ратовал Дэвид Кэмерон, выявила трения на высшем уровне. Напряженность была заметна еще в ходе двусторонних встреч российского президента с британским премьером, а также с лидерами Франции и США», – отмечает журналист издания.
Сразу после прибытия в Северную Ирландию глава Франции Франсуа Олланд заявил, что не рассчитывает на то, что в ходе саммита удастся найти решение, которое положило бы конец гражданской войне. «В лучшем случае встреча лидеров «восьмерки» станет одним из этапов роста сознательности российской стороны, надеялся Олланд. Однако даже этим надеждам пока не суждено сбыться. Путин вновь заявил, что считает недопустимыми поставки вооружений повстанцам и установление бесполетной зоны над Сирией», – говорится в статье.
«Для создания видимости консенсуса саммит завершится тем, что все участники выскажутся в поддержку подобной конференции. Несмотря на изоляцию, Путину удалось укрепить позиции перед лицом единого фронта своих коллег», – считает журналист издания.
На то, что второй день саммита может оказаться еще более напряженным, указывают и утверждения западных СМИ со ссылкой на британские дипломатические источники о том, что семь стран «группы восьми» могут принять заявление по Сирии без России.
В частности, ранее Кэмерон выдвинул положения по решению сирийской проблемы, включающие в себя оказание гуманитарной помощи сирийскому населению, растущую проблему исламистского экстремизма в стране, вопросы о химическом оружии, вопрос передачи власти на примере Ливии, а также создание «переходной власти». По его мнению, эти положения должны быть закреплены в совместном заявлении G8.
«Если Путин не согласится, остальные государства могут пойти на принятие заявления без России», – заявили информированные источники.
«Президент России Владимир Путин рискует оказаться в дальнейшей изоляции на этом саммите G8», – полагает Reuters.
И все же, вопреки разногласиям России и остальных стран, на второй день работы саммита лидеры G8 смогли найти консенсус по кризису в Сирии. Они призвали власти страны и повстанцев совместно бороться против «Аль-Каиды» и пообещали 1,5 млрд долларов гуманитарной помощи.
После продолжительных дискуссий лидеры «большой восьмерки» приняли совместное коммюнике по Сирии, где с марта 2011 года продолжается гражданская война.
Заявление по итогам саммита в Северной Ирландии подписали все лидеры G8, вопреки опасениям, связанным с возникшими разногласиями между Россией и остальными странами.
Хозяин саммита, премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон заявил, что политики смогли «преодолеть фундаментальные расхождения» и те, кто ожидал «войны G7 против G1», то есть семерки против России относительно сирийской проблемы, будут разочарованы.
Премьер-министр Канады Стивен Харпер выразил общее мнение, заявив, что результаты работы G8 были «намного лучше», чем ожидалось. Мало кто полагал, что его участники смогут достичь приемлемого компромисса.
«Полагаю, (договоренность по Сирии) стала очень важным шагом со стороны Путина и русских», – сказал канадский премьер по завершении переговоров.
В итоговом коммюнике, состоящем из семи пунктов, «Большая восьмерка» призвала все стороны сирийского конфликта объединить усилия в борьбе с террористами и вытеснить из страны «Аль-Каиду» и всех, кто с ней связан.
Также и режим Башара Асада, и повстанцев призвали принять «конструктивное участие» в мирной конференции в Женеве, которую участники саммита пообещали провести как можно быстрее.
Представители G8 согласились объединить усилия, чтобы остановить кровопролитие и гибель сирийских граждан. Согласно принятому коммюнике, Сирии будет выделена гуманитарная помощь в размере 1,5 млрд долларов.
Положение о дальнейшей судьбе сирийского президента Башара Асада, которое обсуждалось на саммите, в итоговое заявление так и не вошло.
При этом в документе подчеркивается, что лидеры «Большой восьмерки» едины в желании достичь мирного разрешения конфликта путем переговоров, в результате которых будет создано правительство «с лидерами, пользующимися доверием общества».
Наконец, G8 осудила возможное использование в ближневосточном государстве химического оружия и потребовала допустить специалистов ООН в страну, чтобы они проверили данные о применении зарина.
Обозреватели замечают, что и Россия, и Запад могут интерпретировать формулировки заявления как дипломатический успех.
Напомним, 14 июня стало известно о планах Белого дома оказать прямую военную помощь сирийским повстанцам, мотивируя это полученными разведкой данными о применении химоружия правительственными войсками.
Москва, в свою очередь, поставляет оружие правительству Асада и неоднократно подчеркивала, что делает это в полном соответствии с международным законодательством.
Гражданская война в Сирии продолжается уже более двух лет. Она началась с мирных демонстраций против режима президента Башара Асада в марте 2011 года, которые затем переросли в вооруженные столкновения мятежников и правительственной армии. Официальный Дамаск заявляет, что борется с вооруженными боевиками, спонсируемыми иностранными государствами.
Согласно последним данным ООН, за время войны в Сирии погибли, по меньшей мере, 93 тысячи человек, из них тысячи детей.
По материалам: Би-би-си