Путин съездил к Лукашенко

29.02.2016 09:22   -
Автор:

Два союзника

Если почитать ленты новостных агентств, то самым главным итогом саммита стал конфуз Батьки. Все СМИ пишут о том, что Александр Лукашенко ошибся, назвав Путина «Дмитрием Анатольевичем». В этом, конечно, можно поискать скрытые смыслы – например, намек на сложные отношения с Путиным или, как отшутился российский президент, стремление получить деньги (за которые в России отвечает правительство). Однако обращать чрезмерное внимание на это высказывание не стоит. На саммите обсуждались и более интересные темы. Например, о совместном будущем двух государств.

На сегодняшний день Белоруссия позиционируется как один из ближайших союзников России. Уровень интеграции двух стран является примером для развития интеграционных группировок на всем постсоветском пространстве. «Имеющиеся наработки активно использовались при создании Таможенного союза, Единого экономического пространства и, наконец, Евразийского экономического союза», – заявил Владимир Путин. При этом интеграция продолжает углубляться. По словам российского президента, в ходе нынешнего заседания было решено активизировать работу над формированием единой промышленной политики, усилить работу по импортозамещению, а также координацию в вопросах макроэкономического регулирования. Кроме того, Путин заявил о намерении совместно выходить из экономического кризиса. «И у России, и у Белоруссии достаточно внутренних резервов, задействовав которые мы сможем восстановить устойчивые темпы экономического развития Союзного государства, вернуть взаимную торговлю на траекторию устойчивого роста», – пояснил президент.

Однако это лишь то, что было на виду. В кулуарах же, скорее всего, союзники обсуждали куда более щекотливые темы. Например, об ответственном подходе к этим самым союзническим отношениям.

Надо держать слово

Как известно, Батька – союзник крайне своевольный. Он проводит внешнюю политику по принципу «и вашим, и нашим, и ихним». В отличие от некоторых других постсоветских лидеров, Александр Лукашенко не хочет позиционироваться ни как российский сателлит, ни как часть западного антироссийского блока. Он – президент Белоруссии, и ставит во главу угла свои и белорусские интересы (что для Батьки, в общем-то, одно и тоже). Поэтому Минск и пытается постоянно лавировать между Россией и Европой. И сейчас, когда ЕС снял санкции с большинства белорусских чиновников, у Батьки появляются новые возможности для маневра. А значит и новые способы для выбивания у России каких-то уступок и преференций. Миллиардов долларов, вложенных в строительство белорусской АЭС, Батьке мало – он хочет льготных кредитов. И, со своей точки зрения, поступает абсолютно правильно – союз союзом, но свои интересы всегда должны быть на первом месте. И если у Белоруссии есть возможность поиграть на российско-европейских отношениях, упускать ее было бы глупо.

С другой стороны, и Кремль имеет все основания быть недовольным таким поведением Лукашенко. Часть российской элиты конечно хотела бы, чтобы Лукашенко признал воссоединение Крыма, независимость Абхазии и Южной Осетии, прекратил поддерживать украинское руководство и критиковать власти ДНР и ЛНР, не пререкался по вопросу создания российской военно-воздушной базы в Белоруссии. То есть вел себя так, как должен вести военно-политический союзник.

Желания логичные, но стоит ли пытаться загонять Белоруссию в союзническое стойло, принуждая ее президента действовать в соответствии с российскими интересами и вызывать тем самым его противодействие и даже конфликт? Или же нужно на деле пытаться совместить белорусские интересы с российскими (а сделать это крайне просто в силу крайне сильной экономической и политической взаимозависимости двух государств)? Этот вариант имеет еще и важную имиджевую составляющую – Кремль продемонстрирует всем постсоветском государствам отсутствие у него «имперских амбиций» и готовность уважать интересы соседей в том случае, если соседи уважают его интересы. Ну и делает возможным позиционирование Белоруссии как относительно независимого от Кремля игрока – а значит возможного посредника в том же украинском вопросе. Ведь лучше, чтобы украинские дела решались в Минске, а не Брюсселе или, не дай Бог, в Варшаве.

Исходя из этой разумности, в Кремле отчасти смирились с полунезависимым статусом Батьки и его маневрами. От Александра Лукашенко требуют одного – не быть Курманбеком Бакиевым, который тоже пытался проводить многовекторную политику, однако при этом не выполнял взятые на себя обязательства и обманывал партнеров. И проблема в том, что у Лукашенко начинают проявляться элементы «бакиевщины». Например, в вопросе реэкспорта европейской сельхозпродукции.

Всем было очевидно, что Белоруссия воспользуется российско-европейской санкционной войной для того, чтобы стать для европейских компаний воротами на российский рынок. В результате сейчас про «белорусский пармезан» и «белорусские креветки» не говорит только ленивый. В Кремле не хотят скандалить с Лукашенко и принуждать его закрыть ворота, однако просят хотя бы не открывать их нараспашку. Белорусский же лидер эту просьбу игнорирует. И в результате, например белорусское сухое молоко польского происхождения открыто демпингует на российском рынке, что приводит к убыткам российских производителей. Поскольку публичное давление на Батьку обычно не приводит к каким-то позитивным результатам (по крайней мере, для российской стороны), Путин, вероятно, пытался урезонить Батьку в кулуарах. И в ближайшее время будет ясно, насколько его убеждение возымело эффект.

Источник: Эксперт-онлайн

Подготовила Елена Друбич