Сирия: В шаге от войны

25.06.2012 09:59   -
Автор:

22 июня сирийской ПВО был сбит самолет турецких ВВС, нарушивший границу между двумя государствами. Турция уже грозит Сирии местью, а Саудовская Аравия заявила о поддержке повстанцев. Между тем, на Западе все сильнее раздаются голоса, призывающие не вмешиваться в новый конфликт на Ближнем Востоке.

В Сирии вот уже более года не прекращается насилие. Начавшееся как внутренний политический конфликт, противостояние вовлекает все новых участников. Несмотря на то, что президент страны Башар Асад в угоду оппозиционерам распустил правительство и парламент и назначил новые выборы, а правившая партия БААС отказалась от закрепленной за ней по закону роли «руководящей и направляющей силы». Но это не удовлетворило оппозиционеров, которые вдохновлялись успехами соседей.

Сирийские протесты являлись частью охватившей Ближний Восток «арабской весны». Выборы, проведенные в мае 2012 года, не удовлетворили оппонентов Асада, которые с марта 2011 года не оставляли попыток сместить президента с занимаемого им поста. Протесты были далеко не бескровными. Уже в марте-апреле 2011 года в городах Дераа, Ас-Санамейн и Латакии начались вооруженные столкновения правительственных сил с оппозиционерами. В то же время начались и теракты. Счет жертв пошел на сотни человек. Одной из наиболее кровавых была бойня в Хомсе, спровоцированная расправой над семьями генералов Або Аль-Теллави и Ияда Харфуша. Власть и оппозиция винили во всем друг друга. Первые начинали контртеррористические операции, артобстрелы районов городов, в которых находились боевики-оппозиционеры. Вторые выпускали из тюрем преступников, нападали на полицейских, а также на немусульман и алавитов (к последним принадлежит правящая вершина Сирии). К бойням присоединялись и боевики из других стран – Турции, Косово.

Большие жертвы сирийского конфликта привлекли внимание международной общественности. Особую обеспокоенность проявила Лига арабских государств. Еще до высказывания официальной позиции своего государства ряд саудитов объявили о поддержке повстанцев. “Мы предлагаем вознаграждение в 450 тысяч долларов тому, кто ликвидирует Башара Асада – убийцу, чьи преступления против детей и женщин повергли мир в ужас», – заявил саудовский благочестивый руководитель Али Аль-Рабиеи в конце мая. А позже британские СМИ сообщили, что Саудовская Аравия, согласовав свои действия с США и рядом арабских государств, планирует оказывать финансовую поддержку боевым формированиям сирийской оппозиции. В королевстве планируют выплачивать денежное содержание бойцам повстанческой армии, в том числе и для того, чтобы «способствовать массовому дезертирству между военных». «Партии оружия, недавно поставленные Саудовской Аравией и Катаром бойцам оппозиции, начинают влиять на исход боев в Сирии», – пишет Guardian.

Такая заинтересованность в сирийском конфликте неслучайна: в Саудовской Аравии государственной религией является ислам салафитского толка. Его последователей еще называют «ваххабитами». В Сирии, где большинство населения сунниты, страной руководят алавиты, которых некоторые исламские богословы не относят к исламу. Кроме того, в стране мирно сосуществовали и представители других религий. Немалой была и христианская община. Теперь же, когда повстанцы между прочих лозунгов на вооружение взяли «Христиан – в Бейрут», в стране не все спокойно. Ситуация, сложившаяся в Сирии, напоминает то, что происходило ранее в Египте, когда «арабская весна» в этой стране плавно перетекла в межрелигиозные столкновения между мусульманами и христианами.

Кроме того, в конфликт включились и другие страны с мусульманским населением, но светские по своему характеру. После того, как 22 июня сирийские ПВО сбили турецкий самолет, Анкара потребовала объяснений. И хотя Дамаск указал, что самолет без предупреждения нарушил сирийские границы, турецких политиков это объяснение не удовлетворило. «Даже если мы предположим, что самолет нарушил воздушное пространство Сирии, хотя ситуация до сих пор не ясна, сирийцы в ответ не должны были сбивать самолет. Этот неприемлемый случай. Турция не может молчаливо на него реагировать», – заявил министр труда и соцобеспечения Турции Фарук Челик. А сирийцы, со своей стороны, припоминают, с чьей территории делали вылазки некоторые группы боевиков. В то же время, пока отношения ближневосточных государств накаляются, на Западе не спешат вмешиваться в конфликт.

С самого начала конфликта в Сирии Запад стал на сторону повстанцев. В частности, США не раз высказывали обеспокоенность соблюдением Декларации прав человека в Сирии. В одной из последних кровавых боен, осуществленных в городе Хама, госсекретарь США не имея доказательств обвинила правительство Сирии. Находясь с визитом в Турции в начале июня Клинтон отметила, что надеется на уход Асада. Да и президент США Барак Обама не раз призывал Асада уйти с поста.

В то же время, уже не все американские политики выступают за жесткую позицию в отношении Сирии. “В течение многих месяцев международная общественность обсуждает планы, слухи и пропаганду войны с Сирией, а также свержение Асада. Однако на прошлой неделе стало известно о том, что Пентагон уже рассмотрел планы о нападении на Сирию. На мой взгляд, все доказательства, которые оправдывают набег на Сирию – фальшивы”, – заявил один из влиятельных республиканцев, участник президентской гонки 2012 года Рон Пол во время выступления в Конгрессе. “Доказательства являются таким же предлогом, как это было во время вторжения в Ирак в 2003 году или во время нападения на Ливию в 2011 году. Потраченные в тех войнах средства должны заставить нас остановиться, пока вновь все усилия не будут направлены на оккупацию и смену режима в Сирии!, – уверен он. 1Ложные обвинения правительства Асада в так называемом массовом убийстве воюющих повстанческих фракций – не более чем пропаганда войны. В настоящее время большинство знающих людей признают, что запланированная война против Сирии станет следующим шагом к войне с Ираном!». – считает Пол.

Он отдельно подчеркивает – нападая на Сирию можно серьезно испортить отношения с Россией, которая пока поддерживает Асада. Более того, у России в Сирии есть своя военно-морская база.

Примечательно, что осторожность в отношении Сирии призывает проявить и старый враг этого государства – Израиль. После Шестидневной войны мир между двумя государствами так и не был подписан. Еще в мае министр иностранных дел Израиля Авидгор Либерман заявлял: «Моя позиция: ничего хуже режима Асада нет, и худшей альтернативы быть не может. В последние годы он попросту превратился в заложника в руках Ирана и «Хезболлы».

Но уже в июне Либерман признал – устранив Асада, проблему не решить. «У нас очень четкая позиция: смена лидеров или уход того или иного руководителя государства не решает проблем. Мы видим это на примере Ливии, Ирака, других стран. Это не то, что одного скинешь, поставишь другого – и все сразу решится», – отметил Либерман. Его беспокойство понятно – страны, где прошла «арабская весна» вместо «демократии» и «процветания» получили раздоры (как межэтнические, так и конфессиональные), ухудшение экономической ситуации. В регионе усилились экстремистские группы. Да и в политику путь получили те партии, которые ранее подозревали в связах с террористами и исламскими фундаменталистами. Последние, кстати, очень критично относятся к существованию такого независимого государства как Израиль. А события «арабской весны» в Сирии получили название «пятничной революции», поскольку столкновения происходили после пятничных проповедей в мечетях. Кроме того, не следует забывать и угрозу Асада при применении силы извне направить ракеты на Израиль. «Если против Дамаска будут приняты столь сумасшедшие меры (атака стран НАТО или их союзников), мне понадобится не более 6 часов, чтобы развернуть на Голанских высотах сотни ракет, а после отправить их в сторону Тель-Авива», – предупредил Асад мировое сообщество.

Еще одной причиной, побуждающей Запад пока тянуть с применением силы, является невозможность установления истинных виновников во многих преступлениях, а также непредсказуемость будущего Сирии. Перед глазами пример Ливии, Туниса, Египта, где ситуация продолжает оставаться напряженной. И вряд ли новая война изменит Ближний Восток к лучшему.