Договор нарушен
Долгое время легитимность среднеазиатских режимов зиждилась на общественной стабильности и способности режимов обеспечить населению достаточный уровень жизни. В этом была суть существовавшего в странах Средней Азии общественного договора. Однако сейчас регион переживает целый комплекс проблем, нивелирующих этот договор. К постоянной и уже в какой-то степени привычной угрозе вторжения боевиков из Афганистана прибавилась резко ухудшившаяся социально-экономическая обстановка. Ухудшение экономической ситуации в России привело к тому, что в Таджикистан, Киргизию и Узбекистан в массовом порядке возвращаются гастарбайтеры, работавшие до того в российских городах. В результате страны не только получили сокращение денежных переводов из-за рубежа, но и огромную массу неустроенных молодых людей (наличие российской отдушины никогда не стимулировало местные власти заниматься созданием рабочих мест). В до недавнего времени стабильном Казахстане возникли другие проблемы – на фоне неблагоприятной макроэкономической конъюнктуры власти вынуждены были отпустить тенге в свободное плавание, что, в свою очередь, вызвало серьезное недовольство в среде бизнесменов и обычных обывателей, чьи доходы в долларовом выражении резко сократились. И над всеми этими проблемами висит дамоклов меч ИГ, в рядах которой стажируются сотни, если не тысячи среднеазистских радикалов, которые готовы канализировать социальные протесты в своих странах в русло исламских революций или, как минимум, терактов.
Общественность в этих государствах хочет пересмотра общественного договора. Реформ, которые укрепят легитимность режимов. «Сравним нашу государственность с поездом. Чтобы он ехал с определённой скоростью, раньше хватало кизяка, подкидываемого в топку. Потом пришел период, когда надо было использовать дрова. Сейчас нужно совершенно иное топливо – энергия нашего населения, основанная на доверии к власти», – говорит казахстанский политолог Айдос Сарым. Энергия населения и четкие правила игры, безусловно, нужны, однако в деле их достижения нужно постараться не допустить разрушения уже существующей системы. В условиях и общественно-политической ситуации в странах Средней Азии внутренняя критика действий властей зачастую выходит в абсолют и способствует дальнейшей дестабилизации ситуации. Так, сейчас она зачастую превращается в требования провести кадровые зачистки в правительстве и реализовать серьезные реформы, и особенно это касается стран, где можно критиковать власть без опасения сесть в тюрьму – Казахстане и Киргизии. «Мы не видим стабильного и системного механизма работы правительства и Нацбанка. Также нужна предсказуемость действий чиновников. Сказал – сделал. Не получилось первый раз – выйди и объясни. Не получилось во второй раз – уходи: ты не справляешься с задачей систематически», – говорит управляющий партнер казахстанского хедж-фонда «Асадель Капитал SPC» Маргулан Сейсембаев. Однако тут проблема в том, что у разных групп населения свое видение «серьезных реформ». Одни предлагают начать резкую либерализацию, раскрутить гайки и резко снизить контроль государства за экономикой. Такие пожелания распространены в экономически развитых государствах – например, их высказывают представители казахстанского бизнеса. Вторые наоборот выступают за ужесточение государственного контроля над «распоясавшимися бизнесменами, которые сидят на шее у народа». Третьи вообще хотят смены режима, в том числе и отказ от секулярного государства. Им по душе основной лозунг политического ислама – справедливость.
Между тем, опыт радикальных преобразований на постсоветском пространстве в общем (Украина, Грузия, Молдавия) и в Средней Азии в частности (Киргизия) показывают, что следствием этих преобразований является дальнейшая дестабилизация ситуации в странах-жертвах. Все успешные примеры либерализации режимов проходили поступательно, параллельно с ростом среднего класса и уровня благосостояния населения, а для этого нужно время и стабильность.
Что делать?
Для того, чтобы регион прошел по пути перспективной эволюции, а не опасной революции, нужна комбинация факторов и усилия ряда внутренних и внешних игроков. Если говорить о внутренних, то от властей требуется проявлять терпимость и не пытаться решить объективные проблемы радикальными способами. В частности, не нужно идти по пути таджикских властей. Столкнувшись с проблемой возвращающихся трудовых мигрантов, обеднения и радикализации населения, Эмомали Рахмон попытался решить ее за счет зачистки политического поля от оппозиции (прежде всего умеренной Партии исламского возрождения). Итогом стал открытый бунт замминистра обороны, который с группой солдат вырвался из столицы и занял одно из ущелий. Аналитики пишут о том, что Таджикистан оказался на грани возобновления гражданской войны.
Терпимость должны демонстрировать и оппоненты власти из числа представителей гражданского бизнеса и правозащитного сообщества, некоторые из которых требуют от власти резких перемен. В частности, такие требования исходят от казахстанских экономистов, политологов и общественников – для них нынешние экономические проблемы несколько в новинку, они привыкли к тому, что власть обеспечивает экономический рост и хотят найти виновных в том, что этот рост замедлился.
«Думаю, все согласны, что господа Масимов (Карим Масимов, премьер-министр Казахстана –прим.ред) и Келимбетов (Кайрат Келимбетов, глава Нацбанка – прим. ред.) явно находятся не на своих местах – один постоянно отмалчивается, второй несёт чушь, – считает казахстанский экономист, проректор казахстанского Университета международного бизнеса Магбат Спанов. – Конечно, трудно найти премьера, который был бы идеальным для всех. Так пусть президент устроит праймериз, назовет три кандидатуры на этот пост, и они представят свои программы».
Да, недовольство казахстанского бизнеса деятельностью экономического и финансового блока правительства понятно, однако если президент Нурсултан Назарбаев пойдет у них на поводу и начнет осуществлять резкие перестановки в министерствах и в Нацбанке, то он тем самым продемонстрирует собственную слабость и еще больше дестабилизирует ситуацию в республике. Особенно на фоне обострившейся в Казахстане межклановой борьбы (в рамках которой отдельные политологи и отдельные экономисты фактически прямым текстом называют устраивающие их кандидатуры на роль премьера, министра или главы Нацбанка).
Куда эффективнее и правильнее было бы провести подковерные работы над серьезными ошибками (если они имели место – мало кто будет оспаривать тот факт, что основную вину за обрушение курса национальной валюты несет глобальное падение цен на нефть) и продемонстрировать миру стойкость и стабильность национальной элиты. Не менее остро такая задача стоит и перед Киргизией, где позиции руководства страны куда слабее, чем в Казахстане.
От внешних же акторов требуется отказ от расшатывания режима или попыток устроить своим соперникам конфликты на периферии. Осторожная надежда на этот подход присутствует. Соединенные Штаты на официальном и неофициальном уровне говорят о том, что готовы оставить урегулирование среднеазиатских дел Китаю и России, а Москва и Пекин в свою очередь смогли выработать некий modus vivendi между их интеграционными проектами на среднеазиатском пространстве. Владимир Путин и Си Цзиньпин объявили о «сопряжении» китайского проекта нового шелкового пути и проекта Евразийской интеграции.
Политологи и экономисты надеются, что совместными российско-китайскими усилиями при общей стабильности в регионе всем заинтересованным сторонам удастся придать новый стимул социально-экономическому развитию в Средней Азии. И избежать таким образом не нужных никому кроме радикалов революционных сценариев.
Источник: Эксперт Online
Подготовила Елена Друбич