"Інфосіті" – інформаційно-аналітичний портал

Страной управляешь ты, или Власть — народу!

Реальная демократия предполагает ряд обязательных механизмов, посредством которых народ может реализовать свое право на власть. Мало кто сомневается в том, что в нашей стране это право реализовано далеко не полностью, притом что оно гарантировано нашей Конституцией. Общественное движение «Украинский выбор» ставит своей главной задачей помочь украинскому народу заставить власть считаться с его мнением. Излишне говорить, что ситуация, когда власть игнорирует мнение большинства украинцев, у нас скорее правило, чем исключение, касается ли это вопросов внешнеэкономического курса страны, реформы системы здравоохранения или дерибана общественной собственности на местах. Во многих случаях мнение большинства граждан властью просто игнорируется.

Движение «Украинский выбор» провозгласило: надо менять не власть, а систему!
И первым этапом введения в стране реального народовластия мы предлагаем введение нового законодательства о всеукраинских и местных референдумах, которое даст возможность гражданам непосредственно принимать решения по ключевым для страны вопросам. Как это и отражено в статье 5 нашей Конституции.
В новой истории Украины было всего две попытки, когда решение большинства граждан могло изменить судьбу страны, к которым я имел непосредственное отношение. Но в обоих случаях власть в конечном итоге не позволила это сделать. В первом случае — когда не были имплементированы парламентом итоги всеукраинского референдума 2000 года. Где в числе других были поставлены вопросы снятия депутатской неприкосновенности и сокращения депутатских кресел до 300. Во втором случае, уже в 2006‑м, был инициирован сбор подписей за проведение референдума по вопросам вступления Украины в НАТО и участия в ЕЭП. Как известно, после долгих мытарств и выигранных нами судов утвержденный Центризбиркомом протокол и решение, в котором значилось, что более четырех с половиной миллионов украинцев поддержали проведение референдума, отправились пылиться в Администрацию президента, где они и по сей день пребывают. Из-за несовершенства законодательства даже после решения суда о бездействии президента Ющенко референдум им объявлен не был.
Понятно, что тот сбор подписей все-таки сыграл свою роль. Тогдашняя власть увидела мнение народа по поводу планов Ющенко втянуть страну в военно-политический блок. И мы доказали, что повлиять на власть все-таки можно. С другой стороны, всем стало ясно: власть не стесняется использовать в своих целях несовершенство законодательства.

Институт реального народовластия

Ничего не изменилось и после того, как Ющенко заслуженно покинул пост президента Украины. Система осталась прежней. Власть не заинтересована в том, чтобы народ принимал непосредственное участие в управлении государством.
Распространяется миф: якобы непосредственное участие народа в принятии государственных решений невозможно организовать чисто технически. Или что граждане не в состоянии принимать важные государственные решения. Следовательно, это нужно доверить специально выбранным людям — политикам, министрам, депутатам, чиновникам. Но это чушь и абсурд: чиновники — ответственны и готовы, народ — все еще не готов! «Единственный носитель суверенитета» (согласно Конституции Украины) — не способен управлять!!!
На самом деле можно создать механизмы реального народовластия, так как власть народа обладает приоритетом по отношению к власти органов госуправления. Все решается путем вынесения интересующих общество вопросов на всеукраинский или местный референдум.
Для этого мы и разработали концепцию изменений действующего законодательства касательно проведения всеукраинских и местных референдумов по народной инициативе.
Мы убеждены, что народ, который является «единственным источником власти» в стране, имеет право принимать Конституцию Украины и стратегически важные законы. Непосредственно!
Вопрос о принятии Конституции по результатам всенародного волеизъявления я предлагал поставить еще на референдуме 2000 года. Однако тогда Конституционный Суд, на мой взгляд, неправомерно снял данный вопрос с общенационального обсуждения. Дескать, не народное это дело.
Кто уполномочил органы государственной власти принимать решения от имени народа? А тем более отказывать народу в праве принимать решения? В 1993 году Россия же не побоялась принимать свою конституцию на всенародном референдуме.

Контроль и ответственность

Простой пример: мы все видим, как депутаты Верховной Рады ежедневно попирают Конституцию Украины, голосуя чужими карточками «за того парня». Мало того что это нарушение Основного закона — они порочат саму идею представительской демократии. А примеры бездеятельности Верховной Рады или принятие решений, явно противоречащих мнению большинства граждан. Почему парламентарии не несут за это никакой ответственности? Нам говорят, извините, «нет против нас механизмов». И правительство ответственности перед народом за содеянное не несет! Опять же, нет процедуры отставки Кабмина путем вынесения ему народного недоверия. И так далее, вплоть до руководителя госадминистрации и сельского головы — стоят, как стена! Народ — «единственный источник власти», но управлять ему не положено. Только, говорят, через посредников — депутатов и чиновников.
Наша позиция: прямая демократия — это возможность досрочного прекращения полномочий Верховной Рады, процедура отставки правительства — на всеукраинском референдуме.
Точно такая же угроза отставки должна висеть над всеми должностными лицами — сельскими, поселковыми и городскими головами, главами районных и областных государственных администраций. И, конечно, советами всех уровней, от сельского до областного.
Я убежден, что реализация народной воли не может быть поставлена в зависимость от желания или нежелания представителей власти ее исполнять. Если на референдуме речь идет о вынесении недоверия правительству, парламенту, органу местного самоуправления или должностному лицу, то соответствующий субъект в установленные законом сроки отстраняется от исполняемых обязанностей, объявляются новые выборы, назначаются другие должностные лица. Если в ходе народного волеизъявления принимается новый закон или отменяется старый, то юридически он начинает действовать со дня опубликования результатов референдума.

Снижение барьера

Мы не видим никакого смысла в сохранении явно завышенного числа подписей, необходимых для инициирования всенародного референдума. Сейчас установлен порог в три миллиона! Трехмиллионный ценз не позволяет общественным организациям, группам активистов реализовать инициативу по рассмотрению важных и нужных вопросов.
Представляется, что цифра в пятьсот тысяч подписей для общенародного референдума является оптимальной для страны с такой численностью населения, как Украина. Скажем, в 60‑миллионной Италии, для того чтобы инициировать референдум, нужно 500 тысяч подписей, а в 10‑миллионной Португалии — 75 тысяч. Спрашивается, откуда взялась эта явно завышенная цифра в 3 миллиона для Украины?
Если речь идет о местном референдуме, приемлемым будет 10 % подписей граждан, имеющих право голоса от числа соответствующей территориальной громады. Этого достаточно, чтобы продемонстрировать поддержку некой идеи в обществе, но при этом сбор подписей не превращается в барьер, который не взять без серьезной финансовой поддержки.

Минимум администрирования

Есть вопросы, которые согласно Конституции не могут рассматриваться на референдуме, или, например, инициативные группы предложат нормативные акты, по форме и содержанию не соответствующие установленным требованиям. Безусловно, это должно быть предметом исследований и оценки. Однако я категорически против того, чтобы в этих случаях функции контроля передавались в руки государственной власти. Этим должны заниматься специалисты и ученые, а не чиновники. Допустимость выносимого на референдум вопроса (нормативно-правового акта) должна определяться независимым правовым учреждением, каковым является Национальная академия правовых наук Украины. Что исключит административное вмешательство со стороны органов власти.
Общее администрирование процесса со стороны государственной власти можно и нужно минимизировать, а соответствующие функции передать инициативным группам, территориальным и счетным комиссиям. Собственно, Конституция Украины, ст. 143, недвусмысленно говорит о том, что «территориальные общины… обеспечивают проведение местных референдумов и реализацию их результатов». Это в теории, а не на практике, хотя это же норма прямого действия. Необходимо, наконец, дать территориальным общинам механизмы для реализации их конституционных полномочий.
Конечно, я изложил предлагаемую нами концепцию в несколько упрощенном виде. Каждый желающий может детально ознакомиться с ней на сайте общественного движения «Украинский выбор» (vybor-ua. org. ua). Мне представляется, она проработана в достаточной степени. Но, как и обещал, хочу, чтобы будущий законопроект стал результатом усилий всех, кто разделяет наши взгляды. Поэтому с благодарностью мы примем ваши предложения, выслушаем комментарии и критику.
Я реалист и понимаю, насколько сложно вынудить власть реализовать предлагаемую нами концепцию и запустить реальное народовластие. Но я верю, что вместе мы сможем. Потому что это реальный и единственный шанс изменить нашу страну.
Комсомольская правда в Украине, 15.06.12
http://kp.ua/daily/150612/342385