Три варианта Конституции Украины. Основной закон могут переписать заново
Похоже, Запад смирился с тем, что в ближайшее время поправки в Конституцию по децентрализации Рада не примет. И это несмотря на требование Минских соглашений внести изменения в Конституцию. Есть даже предположения, что менять Конституцию будет уже следующий созыв парламента, что открывает путь для старта нового конституционного процесса по написанию абсолютно нового проекта. На сегодняшний день в Украине есть три основных концепции конституционных изменений: проект Банковой, депутатов и оппозиции. И если власть проявит политическую волю, в ближайшее время мы увидим перезагрузку конституционного процесса.
ДВА ПРОЕКТА. В ходе своего двухдневного визита в Киев министры иностранных дел Германии и Франции даже не упомянули о необходимости принятия поправок в Конституцию по децентрализации с п.18 переходных положений об особом статусе Донбасса. Хоть ранее в Париже и Берлине поддерживали риторику Москвы, настаивая на скорейшем изменении украинской Конституции, выполняя Минские соглашения. Вместо этого западные дипломаты сосредоточились на необходимости принятия Киевом законов об амнистии и выборах на оккупированном Донбассе. По их словам, именно эти два документа могут стать залогом долгосрочного мира.
“Надо сделать так, чтобы ситуация с безопасностью сохраняла постоянный характер, а для этого нужно предоставить определенный политический горизонт. Диалог должен продолжаться в Минске между сторонами, вовлеченными в конфликт (сегодня в белорусской столице пройдет очередное заседание трехсторонней контактной группы – Авт.). В политическом смысле мы имеем линии для компромисса, и мы должны избежать определенных недомолвок. Чем скорее мы выработаем новый избирательный закон, тем лучше”, – заявил вчера глава французского МИДа Жан-Марк Эро.
С одной стороны, изменившаяся риторика Франции и Германии только на руку Украине. Ведь попытка протолкнуть через парламент проект изменений в Конституцию с особым статусом Донбасса может окончательно расколоть не только парламент, но и Украину. Да и обещанная громадам децентрализация, в основном, реализуется с помощью законов и желания местной власти, нежели поправок в Конституцию. С другой стороны, чем больше мы оттягиваем внесение изменений в Основной закон, тем больше появляется альтернативных президентскому документов. Вчера свой вариант Основного закона представили члены Оппозиционного правительства. По своей сути он кардинально отличается от уже принятого Радой в первом чтении документа.
Оппозиция предлагает сократить количество депутатов Верховной Рады с сегодняшних 450 до 185 человек. По словам премьер-министра Оппозиционного правительства Бориса Колесникова, в состав Верхней палаты будут избираться депутаты из 35 округов, в каждом из которых будет по миллиону избирателей. Народные избранники Нижней палаты будут представлять политические партии, избранные по открытым спискам. А президента, по мнению членов Оппозиционного правительства, стоит выбирать внутри Национальной ассамблеи, которую сформирует Верхняя и Нижняя палаты парламента.
“Также Ассамблея принимает решение о введении военного и чрезвычайного положений, назначение и увольнение генпрокурора, рассмотрение отчета Кабмина о выполнении госбюджета, назначение выборов в Нацассамблею и ее палаты, и назначение срока выборов в органы местного самоуправления. Раз президент избирается в парламенте, он не может обладать правом вето – оно переходит к Верхней палате. Палата представителей утверждает и подписывает законы, принятые Нижней палатой, использует право вето, избирает и утверждает полный состав ЦИК, ратифицирует международные договоры и соглашения, утверждает военную доктрину, назначает глав СБУ, Внешней разведки, НАБУ. Также распускает Нижнюю палату, если в течение месяца не сформирован Кабмин, либо не утвержден госбюджет”, – объясняет Борис Колесников.
Также вариант оппозиции предполагает прямые выборы губернаторов, глав районных и городских администраций. В отличие от президентского, который не только вводит институт префектов, которых, как и сегодняшних губернаторов будет назначать президент, но и дает гаранту право самовольно распускать органы местного самоуправления, даже выборные, если принятые ими решения несут угрозу суверенитету и территориальной целостности Украины.
ПРОЦЕДУРА. Зарегистрирован в парламенте и третий законопроект авторства внефракционных Сергея Таруты, Егора Фирсова, Виктора Чумака и многих других. Это не совсем проект изменений в Конституцию в чистом виде, а лишь “инструкция” по процедуре внесения поправок в Основной закон. А это в президентском проекте как раз не прописано. Так, группа депутатов предлагает утверждать поправки к Конституции на всеукраинском референдуме. Это, кстати, совсем недавно в разгар войны президентской и премьерской команд, предлагал и премьер Арсений Яценюк.
Но референдум это последняя окончательная точка утверждения конституционных изменений. Проект “Таруты и Ко” предполагает долгую процедуру наработки поправок. Сначала нужно на общенациональных выборах избрать членов Конституционного собрания – органа, который и будет писать Конституцию.
По мнению самого Сергея Таруты, процесс переписи Конституции по его проекту может занять более двух лет. Но, по словам авторов, в вопросе конституционных изменений спешить не стоит. Да и проблема Донбасса за ближайший год не решится, поэтому Украина может позволить себе дать старт наработке нового проекта изменений в Конституцию, сыграв в долгую.
Эксперты критикуют все три инициативы: и президентский проект, и Оппозиционного правительства, и документ о процедуре внесения изменений в Основной закон. Но в одном с оппозицией и Тарутой соглашаются – процесс наработки проекта поправок в Конституцию нужно начать заново. Бывший судья Конституционного суда Виктор Шишкин считает, что в условиях фактической войны с Россией Основной закон никто не переписывает. Его мнение разделяет и член Венецианской комиссии в 2009-2013 годах Марина Ставнийчук. Также они призывают президента перезагрузить конституционный процесс из-за откровенных “ляпов” что в проекте изменений в Конституцию по децентрализации, что по судебной реформе. Эксперты призывают создать новую “Конституционную комиссию” или “Конституционную ассамблею”, только уже на базе парламента, а не Администрации президента.
Их мнение разделяют и под куполом. Но в неофициальных беседах нардепы говорят, что этот созыв парламента вряд ли примет во втором чтении проект изменений в Конституцию по децентрализации, где записан особый статус Донбасса. Максимум, под что соберется 300 голосов, – проект поправок в Основной закон по части правосудия.
Источник: Сегодня
Подготовила Елена Друбич