Украина составила «черный список»
Таким образом, официальный Киев пытается ограничить влияние агитаторов на разгоряченные «майданом» оппозиционные головы, призывающие к отставке президента, кабинета министров и Верховного совета. Однако «черный список», по мнению экспертов, скорее компромиссная мера украинских властей, которые не решаются на законные следственные действия в отношении тех, кто призывает и участвует в подготовке государственного переворота.
Новость о «черном списке» распространил еще в понедельник депутат украинской Рады, представитель правящей Партии регионов Олег Царев. По его словам, МИД и Служба безопасности Украины удовлетворили его запрос, в котором он просил запретить въезд в страну 36 иностранцам. В том числе экс-президенту Грузии Михаилу Саакашвили, еще 29 гражданам Грузии, пятерым американцам и одному немецкому политологу. В списке был и Александр Рос, которого Царев назвал лучшим специалистом по организации революций через социальные сети. Имя заместителя госсекретаря США Виктории Нуланд, которая раздавала на майдане печенье, упомянуто не было.
Копию запроса Царев разместил на своей страничке в Facebook, объясняя свою позицию тем, что участившиеся визиты зарубежных политтехнологов и специалистов по протестной активности на Украину вызывают вполне резонные опасения, так как в рамках консультативной работы оппозиции они получают возможность реализовать политические интересы других стран. Сам же документ Царев отправил на следующий день после выступления на майдане Независимости в Киеве Михаила Саакашвили (это было 7 декабря), который, в частности, заявил, что Россия осуществляет рейдерский захват Украины.
Однако официальное подтверждение информации Царева появилось только во вторник. «В интересах обеспечения национальной безопасности Украина приняла решение о временном запрете въезда ряда иностранных граждан», – сообщается в заявлении СБУ. При этом в нем подчеркнуто, что никакого списка там не составляли, а решение о запрете въезда по каждому лицу принималось индивидуально. Конкретные фамилии попавших в «черный список» иностранцев так и не были названы.
Несмотря на это, один из фигурантов «списка Царева», предприниматель Георгий Киквадзе, еще на прошлой неделе не смог пересечь границу Украины. Еще ранее, 12 декабря, во въезде на Украину было отказано российскому оппозиционеру Борису Немцову, который в связи с этим собирается судиться с украинскими властями. А посольство Грузии на Украине подало официальную ноту протеста против запрета въезда в страну Михаилу Саакашвили и остальным грузинам.
Как бы то ни было, эксперты (даже те, кто не является сторонником запретительных списков) сходятся во мнении, что эта мера вынужденная и оправданная. В частности, так считает директор Института стран СНГ Константин Затулин. Он отмечает, что ситуация на Украине экстраординарная, очень хрупкая и ненормальная. А бесконечное паломничество западных политиков ее только подогревает. Поэтому на фоне жесткого противостояния и прямого вызова оппозиции с требованием всех сменить власти Украины осуждать трудно.
– Что касается господина Саакашвили, то власти Украины имели все основания запретить ему въезд, – говорит Затулин. – Он неоднократно доказывал, что не умеет держать себя в рамках. Этот человек не стесняется не только в выражениях, но и в действиях, которые могут привести к нежелательным последствиям. И такие действия предпринимались. В том числе по отношению к России. Он сам недавно подтвердил, что контакты Таргамадзе с тем же Удальцовым были с его благословения, что он в шутку называл Таргамадзе Че Геварой. При президенте Ющенко Саакашвили отдавал личные распоряжения, которые приводили к тому, что во время выборов парламентских и президентских Украину наводняли тысячи так называемых наблюдателей, которые на самом деле были агентами влияния. Они сознательно срывали волеизъявление людей на востоке страны, например, во время президентских выборов в 2010 году, для того чтобы дать преимущество сторонникам «оранжевой» власти. Саакашвили не знает удержу. Наиболее ярко он продемонстрировал это в 2008 году на государственном уровне. Сегодня, когда он не является официальным лицом, тем более сдерживающие начала у него могут отпасть. И он может повести себя еще более неадекватно.
Соглашается с этим мнением и президент Международного института политической экспертизы Евгений Минченко, так как ряд зарубежных политиков вели себя в Киеве просто неприлично, призывая к свержению существующей власти.
Эффективными эти меры считает и проректор РЭУ им. Плеханова, директор Института политических исследований Сергей Марков. Несмотря на то что они нарушают базовые права человека. В частности, право на свободу передвижения.
– Я принципиальный противник такого рода «черных списков», но с пониманием отношусь к действиям властей Украины, – поясняет Марков. – У них на глазах развивается попытка государственного переворота, и в этом активное участие принимают иностранные граждане. А высокие представители стран Евросоюза не позволяют властям Украины защитить себя от этой наглой попытки.
Однако Марков считает, что реакция здесь должна быть другой.
– Надо открыть следствие, эти люди должны быть задержаны, и им надо предъявить обвинение в подготовке государственного переворота. Нормальное расследование, суд, – рассуждает Марков. – Но перед этим должен быть арестован лидер неофашистской партии Тягнибок, руководящий боевиками, захватом зданий и прочим. Но украинским властям не хватает сил совершить эти действия. Они боятся, что в этом случае будут заблокированы и свергнуты. У них сегодня та же проблема, что стояла в Веймарской Германии, которая была не в состоянии наказать лидеров нацистской партии. Такая же ситуация и с украинской властью. Она слаба, чтобы ответить строго по закону.
Стоит также отметить, что ситуация с объявлением персонами нон грата иностранцев для Украины не нова. Это происходило еще во времена Ющенко. Правда, тогда в «черные списки» попадали граждане России. В частности, экс-мэр Москвы Юрий Лужков, лидер ЛДПР Владимир Жириновский, журналист Михаил Леонтьев, а также политологи Затулин и Марков. Основной же причиной запрета на въезд в страну были их критические высказывания, связанные с действиями в рамках российско-украинских отношений.
– Практика, которая была при Ющенко, носила другой характер, – поясняет Затулин. – Большинство из тех, кого объявляли персонами нон грата, не участвовали ни в каких попытках дестабилизации ситуации в стране или свержения власти. Запрещали въезд за нелестные отзывы об Украине. Хотя я, например, даже этого не допускал. Меня объявили без всякого формального повода. Да, я имел отношения с Партией регионов, но это было в рамках межпартийных контактов. Таким образом, со мной просто сводили счеты, потому что прошлая власть на Украине была неадекватна. Она рассматривала себя как нечто сакральное и всякую критику в российско-украинских отношениях рассматривала как незаконную и антиукраинскую.
Источник: expert.ru