Украинский политолог: Порошенко не хочет в Европу
Петр Порошенко заявил, что Украине нужно подписать соглашение об ассоциации с Европейским союзом не позднее 27 июня. Ранее о неготовности к соглашению заявляли последовательно Янукович, Яценюк (он, впрочем, добился разбивки документа на политическую и экономическую часть и первую подписал) и сам Порошенко — всего пару недель назад, сразу после избрания. В том числе потому, что только на внедрение технологических стандартов ЕС Киев должен будет потратить от €100 млрд до €160 млрд в течение десяти лет. И потому, что когда европейские товары беспошлинно пойдут на Украину, это в первую очередь ударит по украинскому производителю. Так что же изменилось за последние дни, почему страна вдруг взяла, да и подготовилась к подписанию? Об этом «МК» спросил у российского и украинского экспертов.
— Откуда взялась эта дата — 27 июня? — такой вопрос мы задали руководителю отдела Украины Института стран СНГ Владимиру ЖАРИХИНУ.
— Не знаю, почему 27-е число носит для Порошенко такой сакральный характер. Видимо, что-то у него было: день свадьбы или крестин. Но главный вопрос не в дате, а в том, на каких условиях оно будет подписано. Если на тех, что предлагает Европа, — с нулевыми пошлинами для европейских товаров, то возникнет огромная проблема с Россией.
Россия боится, что европейские товары начнут вытеснять украинские и последние хлынут к нам. Россия будет вынуждена начать защищать свой рынок заградительными пошлинами, и половина украинского экспорта станет нерентабельной. Это как раз та проблема, в которую уткнулись и Янукович, и Яценюк. Политическую часть Украина подписала, против этого, кстати, никто не возражал, в том числе и Россия.
Но чего мы боимся. Возьмем, к примеру, олигарха Фирташа. У него половина предприятий на Украине, а половина в Восточной Европе. Переклеивать ярлычки на Украине умеют. Его надежда была на то, что товар без пошлины приходит из Европы, потом переклеивается ярлычок на украинский и все идет в Россию тоже без таможенных пошлин. А Россия к такому совершенно не готова. Она будет вынуждена приравнять украинские товары к европейским. И это убьет половину украинской промышленности как минимум.
Порошенко был министром промышленности, разбирается в этих вещах. Если он сумеет договориться с европейцами о том, чтобы пошлины для товаров из ЕС были как минимум не нулевыми, — честь ему и хвала.
— Риски соглашения понятны. А польза-то от него для Украины есть?
— Плюсы можно найти во всем. Оно вынудит Украину становиться более современной. Но если кто-то надеется, что Европа будит их кормить, — напрасно, этого не будет. Так что в обозримой перспективе ничего, кроме головной боли, от этого соглашения ожидать не стоит.
— Вот и не понятно, зачем Порошенко так спешит?
— Я думаю, что он вынужден выполнять некоторые распоряжения госдепа США.
— А госдепу это зачем?
— Все эти события — для того, чтобы гарантированно, безвозвратно оторвать Украину от России. А заодно, если получится, поссорить Европу с Россией. Это похоронит идею общего пространства от Лиссабона до Владивостока.
Украинский политолог Михаил ПОГРЕБИНСКИЙ считает, что Петр Порошенко вынужден постоянно лавировать:
— Порошенко не так хочет в Европу, как это кажется. Но продолжать публично просить отложить подписание соглашения политически невозможно. А «под ковром» он постоянно ведет переговоры о том, чтобы отложить. Он очень хочет, чтобы Европа сама сказала, что Украина не готова. Поскольку Европа заинтересована, чтобы у Порошенко получилось восстановить страну, она может пойти ему навстречу. Там прекрасно понимают, что нельзя обнулять пошлины до тех пор, пока этот вопрос не урегулирован с Москвой. Иначе снятие барьеров только ухудшит ситуацию. Сейчас переговоры с Москвой идут, Россию представляет приятель Порошенко — Зурабов. Личные отношения, я надеюсь, помогут найти какой-то компромисс.
— От соглашения в нынешнем формате есть какая-то польза, кроме вреда?
— Нет. Все позитивное, что в нем содержится, уже по факту реализовано. Европейцы обнулили пошлины для украинских товаров авансом, без подписания, чтобы помочь «борьбе с агрессором». Но я допускаю как то, что Порошенко будет тянуть время, так и то, что подпишет соглашение.
У нас страна рассыпана, президенту нужно выстраивать отношения с другими центрами власти: Коломойским (Днепропетровск — отдельная часть страны со своим центром власти), с Майданом, я не говорю уже про Донбасс. Ему приходится маневрировать. Обратите внимание: в его заявлениях практически нет императива. Он не говорит: «Я приказываю до конца недели остановить операцию в Донбассе» и не говорит: «Я остановлю ее». Он говорит: «Надо остановить». Это и так понятно, что надо…
Источник: Михаил Зубов, Московский комсомолец