Война всех со всеми. Что стоит за скандалом между Саакашвили и Аваковым
Произошедший во время заседания Национального совета реформ скандал с участием министра внутренних дел Арсена Авакова и председателя Одесской облгосадминистрации Михеила Саакашвили может стать началом большой войны за сферы влияния во власти, усилив при этом позиции президента. Активы же, ставшие предметом перепалки между двумя чиновниками, неизбежно ждет приватизация.
Одесский губернатор Михеил Саакашвили не перестает сотрясать медийное пространство громкими обвинениями в коррупции, направленными в адрес правительственных чиновников. На этот раз спич грузинского реформатора привел к публичному конфликту с главой МВД Арсеном Аваковым, должность которого уже длительное время находится на пересечении интересов президентского и премьерского лагеря.
И если перед приездом в Киев вице-президента США Джо Байдена Саакашвили не удавалось как следует раскачать лодку, то на Национальном совете реформ заложенная одесским губернатором бомба таки взорвалась. Вышедший из себя Арсен Борисович фактически запустил анонсированное Байденом переформатирование правительства, причем больше всего кресло зашаталось именно под Аваковым.
Во избежание пересудов об отставке всего состава правительства президент Петр Порошенко, премьер Арсений Яценюк и спикер парламента Владимир Гройсман выступили с единым заявлением, осуждающим склоки во власти, которым, по сути, обозначили политическое фиаско Авакова. Последнего не спасло даже опубликованное им видео со скандального заседания совета реформ.
Политическая жертва Авакова
Если на прошлой неделе вопрос отставки Кабмина остро стоял на повестке дня, то после скандалов в Верховной раде и демонстрации поддержки Яценюка как президентом, так и западными партнерами позиции главы правительства стали незыблемыми, как минимум, до весны. Однако это вовсе не отменяет отставки Арсена Авакова, чья должность может стать той сакральной жертвой, которая укрепит узы осторожной, но взаимовыгодной дружбы между Порошенко и Яценюком.
«Премьер сегодня выведен из-под ответственности, и его поддержал президент. Кроме того, позиции Яценюка усилились после визита Байдена. А вот проблем для Авакова я не исключаю», – указывает в беседе с Forbes Михаил Погребинский, директор Центра политических исследований и конфликтологии. По мнению эксперта, у правительства Яценюка сейчас есть иммунитет, потому что оно еще должно выполнить ряд задач, без которых власть потеряет поддержку извне – в первую очередь, от Соединенных Штатов.
«Украинская элита все еще убеждает США, что сохраняется шанс собрать 300 голосов для принятия конституционных изменений, предусмотренных минским процессом. Американцы не понимают, что на самом деле шансов нет. Байден продолжает ссылаться на то, что неважно, выполняет ли договоренности другая сторона, их должны выполнять мы. Но в Вашингтоне не понимают, что не контролируют Раду», – говорит Погребинский. По его словам, украинской власти уже нужен новый кредитный транш, а для этого необходимо проголосовать за непопулярные решения – бюджет и налоговую реформу. Поэтому пока правительство остается. «А вот от Авакова сейчас удобно избавиться. Порошенко не может себя чувствовать уверенно, когда силовые структуры контролирует не свой человек», – дополняет эксперт.
То, что место Авакова может занять кто-то из президентской команды, подтверждает и Руслан Бортник, директор Украинского института анализа и менеджмента политики. «Вопрос отставки Авакова может быть связан не столько со скандалом с Саакашвили. Президента уже давно беспокоит квота «Народного фронта», распространяемая на МВД, которую закрывает Аваков. Естественно, для президента сейчас удачный момент воспользоваться ситуацией для усиления своих позиций. Он старается быть над процессом, выступать в роли арбитра. Он боится, что его окружение и третьи игроки могут объединиться против него, как в свое время это случилось с Януковичем», – полагает эксперт.
Если вспомнить новейшую украинскую историю, то Петр Порошенко сейчас как никогда похож на Леонида Кучму, лавировавшего между разными группами влияния. В свое время – в период акции «Украина без Кучмы» – второй президент независимой Украины проделал схожий публичный ход. Было так называемое «заявление трех» – Кучмы, Ющенко и Плюща, гарантирующее политическую стабильность. Совместное заявление Порошенко, Яценюка и Гройсмана – дань этой хорошо забытой украинской традиции.
Борьба с коррупцией или пиар?
Учитывая то, что Саакашвили наговорил за последнее время на несколько десятков уголовных дел, особенно в части массовых хищений на госпредприятиях, к которым якобы причастны члены правительства, логическим продолжением скандала должна была бы стать публикация веских доказательств. Однако перехода конфликта из политической риторики в правовую ждать не стоит – слишком непредсказуемо может закончиться война компроматов.
Напомним, общая сумма хищений с госпредприятий, которую назвал Саакашвили, составляет 120 млрд гривен. Особое место в обозначенных схемах он отвел Одесскому припортовому заводу – одному из самых привлекательных активов, оставшихся в госсобственности.
Однако эксперты ставят заявление Саакашвили под сомнение, и практически исключают, что обвинения материализуются в конкретные уголовные дела. «Понятно, что коррупционные схемы такого масштаба не могут пройти мимо премьера. Но я уверен: Саакашвили преувеличивает порядок цифр – нельзя украсть больше, чем есть в обороте. Саакашвили работает по многоцелевой программе. Он хочет и американцев удовлетворить, и свои позиции в украинской политике усилить», – утверждает Михаил Погребинский.
Солидарен с ним и директор Центра украинской политики Кость Бондаренко. По его мнению, налицо скорее политический пиар, чем реальное желание поломать коррупционные схемы. «Я думаю, стороны, которые обмениваются сегодня такими громкими заявлениями, знают, о чем говорят. С другой стороны, главное сейчас – это пиар, потому как каждая сторона знает, что в случае начала реального уголовного производства следствие зайдет в тупик. Причина – никто из высокопоставленных чиновников в Украине, по традиции, собственноручно не подписывает документы с коррупционной составляющей. Кроме того, масштабные схемы связаны круговой порукой. Это сигнал президенту и Верховной раде с целью увольнения того или иного человека», – поясняет Бондаренко.
Тест на вшивость
Украина в последние месяцы бьет все возможные рекорды по созданию антикоррупционных органов, которые пока не могут похвастаться особой эффективностью. Ради борьбы с коррупцией на высшем уровне было создано Национальное антикоррупционное бюро, для которого взаимные обвинения Саакашвили и Авакова – реальный шанс проявить себя. Однако НАБУ пока предпочитает рапортовать лишь о борьбе с мелкими взяточниками на местах, крайне осторожно комментируя действительно масштабные злоупотребления.
«Единственный вариант, при котором конфликт может получить правовую оценку, это работа Национального антикоррупционного бюро. Но уже по первому заявлению Артема Сытника возникают серьезные сомнения относительно способности НАБУ расследовать дела с политическим подтекстом. А для столь многообещающего органа этот был бы хороший тест на состоятельность. У них сейчас есть все основания для открытия уголовных дел», – уверен Руслан Бортник.
Сейчас НАБУ взялось за дело против Николая Мартыненко, которого уже давно обвиняют в курировании коррупционных схем, в том числе и в Одессе. Время покажет, как отразится на активности детективов публичный скандал двух высших должностных лиц. Тем более что на кону миллиарды гривен, недополученные украинским бюджетом.
Одесский пирог
Обвинения Саакашвили касаются крупных объектов госсобственности и инфраструктурных начинаний в Одесской области. С самого начала вокруг них между командой Саакашвили и людьми Яценюка возникал целый ряд конфликтов. Ситуация на данный момент выглядит таким образом, что власть будет держать курс на приватизацию этих объектов. Это может послужить началом нового витка конфликта – уж больно много желающих заполучить их в собственность.
В фокусе – Одесский припортовый завод, госпредприятие, которое только по итогам 9 месяцев текущего года принесло в казну 2 млрд гривен. Одесский морской торговый порт, осуществляющий товарооборот на миллиарды гривен ежегодно. И проект «Укравтодора», дорога Одесса – Рени, ремонт которой оценили в 2,1 млрд гривен.
Очевидно, что эти проекты являются «золотой жилой» сразу для нескольких групп влияния, и настоящая война между ними начнется со стартом приватизации. «Кабмин планирует в следующем году получить 17 млрд гривен от приватизации, но в этом году он тоже планировал получить 17,5 млрд гривен, а в итоге доход бюджета составил меньше миллиарда. Очевидно, что правительство будет ускорять этот процесс в следующем году, опираясь, в том числе, и на произошедшие политические скандалы. А здесь переплетаются интересы очень многих людей. В вопросе приватизации одного только ОПЗ имеют свой интерес и Игорь Коломойский, и команда президента», – отмечает Руслан Бортник.
Большинство опрошенных Forbes экспертов сходятся во мнении, что конкуренция в приватизационных процессах будет проходить по линии Кононенко – Коломойский – Мартыненко. А такие фигуры, как Саакашвили и Аваков, выполняют роль скорее публичных акций, повышающих либо понижающих позиции закулисных игроков. В этом отношении украинская политика и бизнес остаются все так же повязанными между собой, как это было 10 лет назад. Возможно, в следующем году Одесский припортовый завод повторит судьбу «Криворожстали», тоже ушедшей с молотка на фоне громких политических скандалов.
Источник: Forbes
Подготовила Елена Друбич