Основной темой мероприятия была совместная борьба мусульманских государств против международного терроризма – в принципе нереализуемый проект, поскольку значительная часть стран-участниц являлась государствами-спонсорами терроризма.
В ходе саммита состоялась встреча президент Беларуси Лукашенко и хозяина саммита – президента Турции Реджепа Эрдогана. «Настал момент активизировать сотрудничество, актуализировать повестку дня, откорректировать дорожную карту отношений», – сказал на ней Александр Лукашенко.
По мнению некоторых экспертов, Лукашенко предложил Эрдогану использовать белорусский рынок как ворота на российский (который для ряда турецких товаров теперь закрыт). Благо, у Минска уже есть опыт и наработки подобной посреднической деятельности – через белорусскую территорию в России попадают европейские продукты, находящиеся в РФ под санкциями.
У Батьки свое понимание союзных отношений с Москвой – по его словам, он готов «когда нужно встать спина к спине с Россией», но при этом не собирается привязывать свои интересы к российским. «Беларусь не собирается нести ответственность и разрушать связи, которые наша страна 25 лет выстраивала, только потому, что Россия по тем или иным причинам ссорится и вступает в конфликтные ситуации с другими нашими партнерами», – говорит директор белорусского Центра стратегических и внешнеполитических исследований Арсений Сивицкий.
Минск открыто взял курс на диверсификацию отношений. Прежде всего, в экономическом плане – Беларусь извлекла урок из кризиса в России и хочет диверсифицировать рынки сбыта дабы больше не зависеть от товарооборота с Россией. В Минске рассчитывают к 2020 году лишь треть экспорта направлять в страны евразийской интеграции. Еще треть должна идти в ЕС, а остальное – на рынки других государств, в том числе и Турции.
Кроме того, пользуясь благоприятным моментом (например, потеплением отношений с ЕС после снятия Брюсселем санкций с Минска), Беларусь хочет снизить и политическую зависимость от Москвы. «Президентом четко поставлена задача по диверсификации внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности, реализации на деле многовекторности нашей внешней политики. Участие президента и белорусской делегации в саммите — одна из составляющих этой многовекторности», – говорит министр иностранных дел Беларусь Владимир Макей.
Возможно, Лукашенко хочет попытаться стать посредником в урегулировании российско-турецкого конфликта. Он видит, что в урегулировании заинтересованы обе стороны.
Подготовила Анна Лапенко