Западные СМИ: У Путина нет причин бояться и менять планы по Украине
Президент США Барак Обама снова лишил санкции остроты, сделав выбор в пользу экономических полумер. Новый раунд санкций вновь более примечателен тем, что не сделано, – СМИ, отмечая, что московская биржа отреагировала “оживлением имени Обамы”. Европейцы также проводят политику бездействия, призванную выглядеть как действие, сетуют обозреватели.
28 апреля США и Евросоюз наложили новые санкции на Россию, после чего курс рубля укрепился, а индекс ММВБ вырос на 1,5%. “Рынки не восприняли эту реакцию на войну Кремля на Украине всерьез, не воспримет ее и президент РФ Владимир Путин”, – полагают аналитики The Wall Street Journal.
На прошлой неделе госсекретарь США Джон Керри в резких выражениях осудил действия Москвы на востоке Украины, однако Обама отложил введение санкций, а затем лишил их остроты. Белый дом внес в черный список еще семь российских чиновников и 17 компаний, имеющих отношение к приближенным Путина. Евросоюз, со своей стороны, подверг санкциям 15 российских и украинских граждан.
Единственный заметный фигурант списка США – Игорь Сечин, близкий друг Путина и сторонник жесткого курса. “Данный раунд санкций вновь более примечателен тем, что не было сделано”, – говорится в редакционной статье. В список планировалось включить главу “Газпрома” Алексея Миллера, однако Обама его вычеркнул В Кремле опасались, что США подвергнут санкциям “Газпром”, “Внешторгбанк” и “Сбербанк”, однако в итоге администрация не тронула даже возглавляемую Сечиным “Роснефть”.
Акции “Роснефти” все же упали на 1,7%, однако акции “Газпрома” и “Сбербанка” выросли на 2% и 5% соответственно. “Считайте это московским оживлением имени Обамы”, – иронизирует WSJ.
Агрессия Путина против Украины не ослабевает и становится все более безрассудной. Реакция Обамы, наоборот, все это время была медлительной и мучительно взвешенной, комментирует The Washington Post.
Неудивительно, что, объявляя о введении новых санкций, Обама выразил скептицизм относительно их эффективности. “Мы не рассчитываем на немедленное изменение политики России”, – заявил журналистам старший помощник президента.
Обама заявил, что цель санкций против приближенных к Путину бизнесменов и их компаний – “повлиять на расчеты” российского президента. “Как и в случае с неудачной попыткой повлиять на расчеты президента Сирии Башара Асада, в Белом доме полагают, что устроившего беспричинную агрессию правителя можно мягко подвести к тому, чтобы он “съехал” с избранного пути, с помощью полумер”, – критикует издание.
В администрации США отмечают, что “секторальные” санкции против России остаются в резерве для сдерживания российского вторжения. Однако более реалистичной авторам статьи кажется причина, на которую намекнул высокопоставленный источник издания из правительственных кругов: администрация не захотела действовать без Евросоюза, который также объявил лишь о минимальном расширении санкций.
“Решив не использовать имеющееся в его распоряжении экономическое оружие и раструбив об этой сдержанности на весь мир, Обама говорит Путину и любому другому потенциальному агрессору, что им по-прежнему особо нечего бояться со стороны США”, – заключает The Washington Post.
Всего через несколько часов после того, как Обама объявил о введении новых экономических санкций против России, госсекретарь США Керри дал интервью The Wall Street Journal.
В нем Керри, в частности, подтвердил готовность США вести против России так называемые “секторальные” санкции: “Мы очень близки к этому. И если они продолжат идти тем же путем, именно к этому все и придет”.
Глава американской дипломатии настаивает на эффективности санкций против российской экономической и политической элиты. Его главный аргумент прост: Путин пока не сделал роковой шаг – не отправил войска на восток Украины.
У Керри нет никаких сомнений в том, что действия России – это продукт решимости одного конкретного человека, Путина. По его мнению, украинский кризис “очевидно движим очень личными мотивами, что кажется мне однозначно неуместным для политического руководства в XXI веке”.
Госсекретарь США назвал нереалистичными представления о том, что поставки военного американского оборудования приведут к быстрому и радикальному изменению ситуации на Украине: оборонительная военная техника “потребует значительного времени для обучения обращаться с ней, не говоря уже о ее доставке”.
Керри признался, что сильнее всего опасается дальнейшей эскалации напряженности. “Думаю, ситуация может перерасти в фазу вооруженного конфликта”, – отметил он, выразив мнение, что этого пока удалось избежать благодаря дисциплинированности и сдержанности украинского правительства.
В Украине растет вероятность крупномасштабного вооруженного конфликта, а новые санкции, о которых в понедельник объявили США и ЕС, не изменят ситуацию, пишет El Pais в редакционной статье под заголовком ” Украина: безудержный кризис”. По мнению газеты, для санкций, особенно санкций ЕС, характерны “робкая постепенность и неубедительность”, это “скорее орудие пропаганды, чем реальное оружие”.
Западу казалось, что на Украине “демократия и европейские ценности победили российскую “черную дыру”. Но теперь это разобщенная и обнищавшая страна, у границы стоят 40 тыс. российских военных, текущие конфликты пророчат раскол.
“Несмотря на Боснию, несмотря на Грузию, европейцы по-прежнему уверены: их безопасность и свободы неизменны. Украина вновь демонстрирует, что это не так”, – говорится в статье. Москва берет верх и пишет трагический сценарий, а Европа и США только реагируют.
В заключение газета предостерегает: режим Путина “решил дать новую интерпретацию правилам, установленным после холодной войны, причем не только в Европе”.
Едва ли западные санкций, касающиеся влиятельных и состоятельных россиян и украинцев, отразятся на поведении Путина, сожалеет обозреватель The Guardian Иэн Трейнор.
Более месяца США и Европа угрожают отраслевыми санкциями в сфере торговли, энергетики, финансов и военного оборудования, однако “формула неясна, угрозы пустые”, говорится в статье. Европа не склонна к таким шагам, потому что результатом станет разрушительная торговая война, которая нанесет ущерб слабой европейской экономике, находящейся на ранних стадиях выздоровления.
“Это чем-то похоже на ядерное сдерживание, – сказал один высокопоставленный европейский чиновник: – европейские санкции хороши, когда они не используются”. Поэтому европейцы проводят политику бездействия, призванную выглядеть как действие, сетует автор статьи.
К тому же Путин склонен к риску, в то время как Обама, Ангела Меркель и Франсуа Олланд к риску не расположены. Так что, если Путин ошибочно не начнет серьезную эскалацию на Украине, ему не стоит опасаться более суровых экономических мер.
“Если нынешняя цель Кремля состоит в том, чтобы подорвать выборы в Украине, предстоящие через четыре недели, ограничить полномочия киевского правительства и сделать страну слабой и нестабильной, в то время как Запад будет вкладывать в нее миллиарды долларов, Путин сможет спокойно перенести санкции”, – заключает автор.
По материалам: Inopressa