"Інфосіті" – інформаційно-аналітичний портал

Денис Кобзан: Победа на чемпионате Европы — еще не финал

Харьков — город гениальных людей. Это объясняет такое разнообразие творческих людей и спортсменов. Спортсмены всегда ассоциировались с олимпийским лозунгом «выше, быстрее, сильнее». Сегодня мы берем интервью у человека, который должен не только быстро бежать за своим самолетом, но и уметь его мастерски сконструировать.
— Денис, расскажи немного о себе.
— Я родился 3 марта 1989 года в Ростове-на-Дону, но еще в 7 лет переехал в Харьков и по праву считаю его своим родным городом. В 2007 году окончил гимназию № 47 и поступил в Национальный аэрокосмический университет им. Н. Е. Жуковского «ХАИ». Авиамодельным спортом увлекаюсь с 16 лет, уже 10-й год. В 2006 году попал в юношескую сборную Украины и принял участие на чемпионате мира в Германии. В 2007 году стал чемпионом Европы по авиамодельному спорту среди свободнолетающих моделей класса F-1-B. Неоднократно становился призером областных и национальных соревнований. Мечтаю выиграть чемпионат мира.
— Какие задачи перед тобой стоят как перед спортсменом?
— Авиамодельный спорт состоит из трех основных составляющих. Первое — нужно построить модель самолета. Каждая мелочь имеет значение, каждый лишний грамм важен. Это самолет, а поэтому при строительстве идет большая борьба за вес и правильную аэродинамику. Второе — умение выбрать правильную погоду. Существуют исходящие и восходящие потоки. Задача авиамоделиста — попасть в восходящий (теплые порывы воздуха, движущиеся вверх). Третье — технически правильный запуск. Основной критерий в авиамодельном спорте — твоя модель должна продержаться в небе не ниже указанной нормы. Как правило, это 7 туров по 180 секунд. Спортсмены, которые совершают все полеты по 180 секунд, попадают в финал, а там норма времени еще повышается.
— Ты строишь свои модели сам? Уходит много времени и сил?
— Да. Строительство одной модели занимает от 2 до 4 месяцев. Ее цена колеблется от 300 до 1500 долл., плюс дополнительное оборудование — это не из дешевых удовольствий. Я начал строить свою первую модель, будучи учеником средней школы.
— Какие возникали непредвиденные ситуации?
— Авиамодельный спорт полон сюрпризов. Полеты очень сильно зависят от погоды. Порой приходится летать просто под проливным дождем. Кроме того, ветер дважды сыграл со мной злую шутку — я потерял свои две модели из-за очень сильных порывов восходящего потока, и одну из них — на тренировке. Безусловно, было очень обидно.
— Неужели модель может так далеко улететь?
— Еще бы. При сильном ветре модель может улететь и за 5 километров. Сейчас появились GPS‑маяки, а в былые годы я пользовался только ориентирами и биноклем. Запустишь модель в небо, дождешься посадки, возьмешь ориентир по выемке на опушке леса и шуруешь по полю три километра в одну сторону и три — в другую. Романтика!
— Как ты понял, что авиамодельный спорт — это твое призвание?
— Я пришел в авиамодельный клуб КЮТ «Горизонт» от завода ХАЗ в 2005 году. В помещении стоял запах обработанной древесины и эпоксидной смолы, а ребята хвастались своими самолетами и недоверчиво рассматривали новичка. Помню, как сейчас.
Затем — поступление в Национальный аэрокосмический университет на факультет авиационных двигателей и успешная защита диплома на английском языке. В 2011 году прошел стажировку инженера на заводе БЛА в Израиле. Все это переплеталось нитью областных и национальных соревнований. Все как-то само закрутилось, завертелось — не успел и опомниться.
— Ты уже добился потрясающих результатов. Будешь продолжать? Какие планы перед собой ставишь?
— Я привык всегда двигаться только вперед. Победа на чемпионате Европы — не финал. Ставлю себе за цель выиграть чемпионат мира. Да, это то еще испытание, но ничего невозможного нет.
— Что бы ты хотел пожелать нашим читателям?
— Недостижимых целей нет. Есть неправильно поставленные цели, которые кажутся недостижимыми. Я желаю всем ставить себе исключительно правильные цели и верить в себя до победного конца.
— Мы искренне желаем тебе громких побед на аллеях мировой славы. Удачи!