Подготовка к Играм омрачалась опасениями, связанными с вопросами безопасности. Критику вызывал и российский закон о запрете гей-пропаганды среди несовершеннолетних.
На церемонию открытия Олимпиады прибыли президент России Владимир Путин и премьер Дмитрий Медведев. Среди почетных гостей – президент МОК Томас Бах, представители МОК, лидеры десятков иностранных государств, а также генеральные секретари ООН и Совета Европы.
– Из столицы зимних Олимпийских игр к нам присоединяется наш корреспондент Денис Локтев.
Мы все следили за подготовкой к Олимпиаде. На ее организацию были истрачены рекордные суммы. Какое общее впечатление от результата этих великих усилий? Чувствуется ли атмосфера праздника? Что на этой Олимпиаде есть такого, чего мы не могли увидеть на других?
– Ощущение праздника есть во всем этом очень протяженном городе. Сочи располагается вдоль побережья Черного моря (это на самом деле несколько отдельных районов), и сами спортивные соревнования сконцентрированы в очень компактном районе Олимпийского парка и горного кластера.
Это очень компактная Олимпиада – вот одно из главных ее отличий от всех предыдущих. Небольшую территорию легко контролировать, и именно в ней сосредоточены основные праздничные мероприятия.
Еще одно отличие связано с тем, что на улицах города можно увидеть патрули, которые состоят не только из полиции, но и казаков. Казаки – это местная особенность, особенность юга России, и сейчас они, как мы видим, помогают в обеспечении безопасности Олимпийских игр.
– Безопасность – это действительно тема, о которой в последнее время говорили постоянно в связи с недавними терактами на юге России. Чувствуется ли какая-то угроза в самом Сочи? Походит ли этот город сейчас на режимный объект, и как это осложняет жизнь местным жителям, гостям, журналистам?
– Откровенно говоря, я ожидал, что меры безопасности будут более масштабными или более заметными. Но за эти дни в Сочи мы не видели каких-то особенных мер безопасности.
Действительно, есть патрулирование улиц (особенно вдоль улиц, где по Сочи проносили олимпийское пламя), контролируются транспортные узлы, поскольку очень часто теракты происходят именно в общественном транспорте на территории России.
Однако помимо этого меры безопасности в глаза не бросаются. Возможно, то, что мы видим на улицах города – это лишь вершина айсберга. Власти России несомненно понимают, что гости, приехавшие на Олимпиаду, не должны себя чувствовать попавшими в зону проведения контртеррористической операции, иначе это бы испортило все впечатление от Игр.
– Ну и в заключении о погоде… Зимняя Олимпиада впервые проводится в субтропиках. Были опасения, что зимние игры получатся недостаточно зимними. Как это на самом деле?
– Конечно, это не та русская зима, которую можно было бы ожидать не зная, что такое Сочи.
Сочи – это морской курорт. Это город, который более известен как место, куда можно приехать, чтобы позагорать, полежать на пляже, искупаться в Черном море.
Тем не менее Олимпиада пока проходит без проблем. В горах, где находятся лыжные склоны, где проходят соревнования, для которых нужен открытый снег, достаточно холодно, и качество снега, по отзывам спортсменов, великолепное.
Здесь внизу, у моря, где температура достигает 10-12 градусов, где очень солнечно, и где днем бывает даже жарковато – здесь на крытых аренах поддерживаются температурные условия, необходимые для тех соревнований, которые проходят внизу, у Черного моря. Таким образом, теплая солнечная сочинская погода пока только помогает сделать эти Игры еще более комфортными.
Практически все без исключения крупнейшие мировые СМИ посвятили передовицы и тексты на главных страницах сайтов открытию Олимпиады в Сочи. Впрочем, некоторые издания, отдав должное церемонии открытия, перешли к дежурным обвинениям в «непомерных тратах» и нарушении прав меньшинств, умудрившись раздражить даже своих читателей.
The New York Times посвятила церемонии открытия Олимпиады статью под заголовком «Тьма за сочинским блеском». Спортивный обозреватель газеты Джульетт Макур начала рассказ с места событий – стадиона «Фишт» – с довольно комплиментарного описания шоу, сопровождавшего церемонию: «Русские представили свои лучшие развлечения: первоклассных балетных танцоров, драматическую инсценировку русской истории, оперную певицу, чей голос был настолько сильным, что, казалось, олимпийский стадион задрожал».
«Это было так упоительно и прошло так гладко, что возник соблазн забыть то, что было за кулисами этого феерического зрелища», – пишет Макур.
«Разоблачение», судя по всему, заключается в том, что «еще на этой неделе Сочи напоминал хозяйку, которая пригласила гостей на вечеринку, а те пришли слишком рано и застали даму только что из душа, ненакрашенную, в бигуди и с грязной посудой в раковине». Некоторые гостиницы еще не готовы – в них до сих пор отделывают ванные комнаты, поясняет свою метафору журналистка «Нью-Йорк Таймс». Кроме того, добавляет она, «один коллега был свидетелем того, как в городе решают проблему с бродячими собаками»: рабочие приманивают псов, чтобы умертвить.
Но эти проблемы, по мнению Макур, ничто по сравнению с главной проблемой, каковой являются «антигейские законы и явившееся их следствием удушение свободы слова». «В то время как иностранных спортсменов будут чествовать за их достижения, с некоторыми россиянами будут обращаться гораздо хуже, на самом деле жестоко – за то, что они не скрывают своей гомосексуальности», – утверждает обозревательница The New York Times.
Более того, Макур усмотрела скрытую поддержку ЛГБТ-сообщества даже во фразе из речи главы МОК Томаса Баха, когда тот заявил о том, что «неважно, из какой страны родом спортсмен и каков его «бэкграунд».
«Бах не лебезил перед принимающей стороной», – полагает Джульетт Макур.
Примечательно, однако, что блогеры, оставившие комментарии под статьей в NY Times, восприняли заявления автора довольно критично: «Та же самая старая болтовня о сломанных туалетах и бродячих собаках – похоже, сказать больше нечего», – пишет пользователь dschwenk. «Утомляют постоянные критические комментарии о русской Олимпиаде», – отмечает Reno domenico.
И в любом случае основным выводом The New York Times стало то, что открытие Олимпиады в Сочи знаменует масштабное возвращение России на мировую арену.
Лондонская The Guardian описала старт сочинской Олимпиады более сдержанно и менее ангажированно, правда, назвала церемонию открытия не только «изящной и завораживающей», но и «иногда сюрреалистической», а также отметила, что постановка, посвященная прошлому России, «аккуратно обходила отдельные спорные моменты истории».
Авторы: Шон Уокер и Оуэн Гибсон – в первом же абзаце не преминули отметить, пожалуй, единственный технический прокол церемонии – одно из пяти олимпийских колец, выполненных в форме гигантских снежинок, не раскрылось как следует.
Пять гигантских снежинок по задумке организаторов должны были превратиться в олимпийские кольца
«После часового парада с участием трех тысяч спортсменов, которые скоро будут бороться за почти сто комплектов медалей, актеры, танцоры и певцы устроили для зрителей увлекательную экскурсию по российской истории, – отмечает The Guardian. – От бесчинств Ивана Грозного через романтический период XIX века к неожиданно короткому советскому эпизоду с пионерами, рабочими-стахановцами и колоритными персонажами из 1960-х годов, которые как будто прибыли прямо из свингующего Лондона» (имеются в виду стиляги – hipsters в английском переводе).
Журналисты отмечают размах церемонии открытия, подчеркивая, что хотя «обычно у зимних Игр церемонии открытия не так экстравагантны, как у летних, однако после того как Путин потратил на Олимпиаду 30 млрд фунтов и сделал ее, таким образом, самыми дорогими Играми в истории, можно было с уверенностью сказать, что это мероприятие скромным не будет».
«Каждая часть программы (торжества) была написана в превосходной степени», – отмечается в отчете об открытии Игр московских корреспондентов Washington Post Кэти Лэлли и Уилла Ингланда из Сочи, размещенном в электронной версии газеты. Как подчеркивается в материале, масштаб открытия праздника спорта «граничил с колоссальным», а «изобретательность (постановщиков шоу) привела иностранцев в состояние благоговения». Воздействие происходящего на зрителей было «величественным и даже утонченным», признают авторы. Однако эта статья стоит особняком на фоне бесконечного негативного потока публикаций об Олимпиаде в Сочи, переполнявших американскую печать в целом, отмечает ИТАР-ТАСС.
Швейцарские СМИ назвали церемонию открытия Игр великолепным спектаклем. «Олимпийский стадион «Фишт» стал центром великолепного спектакля открытия Игр», – пишет на франкоязычной версии своего сайта Швейцарская радиовещательная корпорация SRG SSR.
В тот момент когда от факелов в руках Владислава Третьяка и Ирины Родниной была зажжена чаша олимпийского огня, комментаторы франкоязычного канала РТС искренне произнесли лишь одно: «Это мощно. Это очень, очень, очень мощно», – передает ИТАР-ТАСС.
Французская Le Temps напоминает читателям о том, что семь лет назад российский президент лично отправился в Гватемалу ради того, чтобы представить заявку национального Олимпийского комитета России. По мнению издания, Олимпиада-2014 может стать «трамплином для Владимира Путина», событием, которое подтвердит, что «Россия под его началом снова начала путь к могуществу», но может стать и «отравленным подарком» – если состязания будут омрачены серьезными сбоями или терактами.
Олимпиада могла бы пройти в австрийском Зальцбурге, который также претендовал на статус столицы Игр-2014, напоминает немецкая Sueddeutsche Zeitung в статье под заголовком «Небезопасные времена для властелинов колец».
«Предположим, что 103 члена Международного олимпийского комитета, собравшиеся 4 июля 2007 года в столице Гватемалы, решили бы иначе и присудили бы приз не Сочи, а Зальцбургу, – тогда бы весь мир смотрел на Австрию», – рассуждает обозреватель газеты Рене Хофман. Что же касается реальной, а не воображаемой Олимпиады в Сочи, то ее, по мнению журналиста, «связывают с гигантизмом, экологическими преступлениями, коррупцией, политической инсценировкой и эксплуатацией». Обвинения, которые выдвигает господин Хоффманн, все те же – 40 млрд долларов, потраченных на Олимпиаду, и «антигомосексуальные законы», которые-де «идут вразрез с олимпийскими принципами равенства всех людей».
Закон о запрете гей-пропаганды среди детей был принят в России в конце июня. Согласно документу, за пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений среди детей будут наказывать штрафами, а пропаганда с применением СМИ может привести к приостановлению их деятельности на срок до 90 суток.
Закон вызывает за рубежом противоречивые оценки. Наряду с резкой критикой со стороны ряда общественников его принятие поддержали некоторые правозащитники и крупные религиозные деятели в Соединенных Штатах.
В олимпийском Сочи — многочасовые очереди за билетами на соревнования. Стоят даже те, кто приобрёл их через интернет: доставка билетов прекратилась ещё в конце ноября, и с того момента их в любом случае приходится забирать — или покупать — в кассах.
Болельщики не скрывают своего недовольства:
«Люди стоят — не только русские, но и иностранцы. мне кажется, это совершенно неправильно — одно окно, где продают, наверное, по одному билету в 10 минут».
«Иностранцу купить билет в интернете сложно. Я не смог купить в интернете, теперь приходится стоять. Очередь здесь длинная, и всё очень, очень медленно».
При этом в ряде СМИ появлялись фотографии полупустых трибун, хотя по данным оргкомитета только в первый день было продано свыше 90% билетов.
Есть несколько сообщений и о спекулянтах, хотя организаторы пообещали бороться с ними всеми силами.
В то же время, россияне и иностранцы отмечают вполне умеренные цены на билеты.
По материалам: euronews, Взгляд