Западные СМИ полюбили Сочи и Юлию Липницкую
Тревоги МОК по поводу “неолимпийской атмосферы” – выдумка, а идея заполнять трибуны волонтерами впервые пришла в голову отнюдь не русским: так делали и в Ванкувере, и в Лондоне. Все построенное выглядит эффектно, а церемония открытия получилась завораживающей, признают СМИ, особо выделяя место под статьи “Все, что вы должны знать о феноменальной 15-летней фигуристке из России”.
У МОК имеются серьезные опасения насчет олимпийской атмосферы в Сочи, пишут журналисты Der Spiegel: судя по телевизионной картинке, заметна существенная нехватка болельщиков. Но те, кто смотрел биатлон или лыжные гонки на стадионе “Лаура” или “Роза Хутор”, имеют другое мнение: там пустовали единичные места. “А кто говорит, что на соревнованиях тихо, видимо, заткнул себе уши”, – продолжают корреспонденты, упоминая “бурную поддержку дисквалифицированной за два фальстарта российской биатлонистки Екатерины Шумиловой и пришедшей двадцатой горнолыжницы Елены Яковишиной”. Даже в керлинге – совершенно не русском виде спорта – было, по словам спортсменов из Германии, “так шумно, как никогда раньше”, то же касается и фристайла.
На некоторых соревнованиях в самом начале Игр действительно были свободные места, но это связано с продажей билетов через интернет. Теперь вопрос урегулирован, говорится в статье.
Многочисленные негативные публикации, появившиеся в СМИ до Олимпиады, отпугнули немало потенциальных иностранных туристов, признает издание, но люди, которые говорят о плохом настроении на Олимпиаде, просто не были на ней сами.
“СМИ резко изменили взгляд на Сочи: забудьте о туалетах на двоих, мы любим Россию” – так озаглавлен репортаж в The Globe and Mail. Поворот на 180 градусов начался в пятницу, когда состоялась церемония открытия.
“Россия сделала это, – написал репортер CBC Дэвид Коммон. – Организаторы заслуживают доверия за колоссальные усилия в сфере логистики. То, что было построено, выглядит эффектно, а церемония открытия получилась завораживающей”.
“Канадцы, возможно, почувствовали некое сродство с Россией. Четыре года назад международные СМИ приехали в Ванкувер и начали объявлять Игры “провальными”, не дожидаясь даже церемонии открытия”, – вспоминает автор статьи.
Хотя твиты о “проблемах Сочи” (#SochiProblems) в целом иссякли, Игры не совсем свободны от проблем: теперь репортеры сосредоточились на десятках пустых мест на спортивных объектах. В любом случае организаторы должны быть рады, что СМИ больше не говорят о туалетах-близнецах, иронизирует корреспондент.
“Россия завоевала первую золотую медаль в фигурном катании” – извещает The New York Times, имея в виду первое место на новоучрежденных командных соревнованиях по фигурному катанию. В 2010 году впервые в истории России и СССР российские фигуристы уехали с Олимпиады в Ванкувере без золотых медалей. “Но, как оказалось, это была лишь недолгая полоса невезения, обусловленная проблемами в спорте, которые возникли после распада СССР”, – замечает автор.
“Жизненная сила этого вида спорта и доверие к нему были подорваны предрешенными результатами, системой оценок, непостижимой для простых болельщиков, и анонимностью судейства”, – поясняет газета.
В Сочи вновь не обошлось без обвинений в нарушениях: “французская спортивная газета L'Équipe привела слова неназванного российского тренера, который утверждал, что США и Россия пошли на сговор в ущерб Канаде”, говорится в статье. Но “на командных соревнованиях было очевидно: даже если Россия искала незаконной помощи, она в ней не нуждалась. По всем объективным критериям победа одержана заслуженно”.
Выступление Плющенко автор характеризует так: “Много эффектности, целенаправленный уход от риска. Он попробовал сделать всего один прыжок в четыре оборота – не хотел ставить под удар “золото” для команды, и вышел на первое место среди олимпийцев-фигуристов в новейшей истории по числу наград”. У Плющенко четыре медали (столько же было только у шведа Гиллиса Графстрома в 1920-1930-е годы).
Юлия Липницкая – многообещающая соперница кореянки Ю-на Ким, считает автор. “У нее нет позвоночника, но кости железные”, – образно выразилась американка Грейси Голд, занявшая второе место.
“Все, что вы должны знать о феноменальной 15-летней фигуристке из России” – так озаглавлена статья журналистки Кэтлин Дьюи в The Washington Post. Любители фигурного катания уже хорошо знают Липницкую – она чемпионка мира среди юниоров и чемпионка Европы. Но широкая публика видит в Липницкой “вундеркинда, развеявшего надежды Америки на медали, и в некотором роде загадку: как она это делает, а?”
Газета сообщает, что Юлия научилась кататься на коньках в 4 года, к 10 годам выиграла все чемпионаты в родном Екатеринбурге, а в 2011 году переехала в Москву.
“Комментаторы спешат подчеркнуть юный возраст и гибкость Липницкой, но за ее потрясающими выступлениями стоит кое-что еще – огромная решительность, которая редко встречается даже у намного более взрослых соперниц”, – отмечает автор. Американская фигуристка Эшли Вагнер сказала: “Она словно мудрая 40-летняя женщина в теле 15-летней девочки”.
“Конечно, Юлия Липницкая поразительная фигуристка, но одновременно она ребенок” – утверждает Юлия Йоффе в New Republic. Йоффе пишет об аккаунте Липницкой в “ВКонтакте”: “Если сопоставить его по контрасту с ее свершениями, покажется, что перед тобой Лолита, девочка, которая ставит на юзерпик белого игрушечного мишку в красной майке, но вращается в кругу взрослых”.
Автор также указывает, что разница в возрасте между Липницкой и ее товарищем по команде Евгением Плющенко – 16 лет. “Конечно, она победила взрослых, но ее присутствие вносит диссонанс: словно старшеклассники пришли играть в песочницу, или третьеклассница явилась на выпускной вечер”. Может быть, поднять возрастной ценз для участия в Олимпиадах до 18 лет? – размышляет Йоффе.
Обозреватель The Washington Post Пол Фархи возвращается к смете Олимпиады. По общепринятому мнению, она составляет 50 млрд долларов. Но откуда взялась эта цифра? Фархи считает, что первоисточник – слова вице-премьера Дмитрия Козака. В феврале 2013 года он сообщил журналистам, что Россия готова вложить в Сочи 1,5 триллиона рублей (50 млрд долларов по тогдашнему курсу).
Но Фархи указывает: во-первых, по курсу рубля на минувшую пятницу, 1,5 триллиона рублей “усохли” до 43,1 млрд долларов. Во-вторых, поскольку с 2007 по 2013 год смета Олимпиады увеличилась вчетверо, следует скептически взглянуть на цифры годовой давности. В-третьих, важно, что именно и каким методом подсчитывать.
“Нужно также учесть обвинения в коррупции”, – продолжает автор статьи. Он напоминает, что чиновники отвергают обвинения в широкомасштабных мошенничествах. “Но цифры, которые звучат, не менее фантастичны, чем официальная статистика: Борис Немцов говорит, что украдено до 30 млрд долларов”, – говорится в статье.
Все эти нюансы отодвигаются на второй план, когда пресса называет сумму в 50 или 51 млрд долларов. “Эта огромная цифра, сама по себе привлекающая внимание. Между тем У.Джозеф Кэмпбелл, автор книги “Переврано: десять из самых неточно изложенных историй в американской журналистике”, указывает: в данном случае также, возможно, сработал ключевой фактор распространения мифов через СМИ – цифра “балансирует на грани правдоподобия”. Вдобавок журналистам проще взять цифру из других изданий, чем заниматься трудоемкими самостоятельными подсчетами.
Пол Фархи заключает: “Возможно, никто, кроме допущенных в самые заветные тайники Кремля, так доподлинно и не узнает, в какую сумму обошлась сочинская Олимпиада”.
“Можно услышать явственный вздох облегчения российских чиновников, после того как иностранные СМИ обратились к историям о гордости местных жителей и фотографиям Путина, веселящегося в компании австрийских спортсменов, вместо описания ржавой воды из-под крана и отсутствующих дверных ручек в отелях”, – пишет московский корреспондент The Financial Times Катрин Хилле.
Россия, кажется, получила львиную долю негативных отзывов в прессе и даже еще больше. А для многих россиян критика Сочи является образчиком западной предубежденности, отмечает журналистка. то же время Россия вряд ли может возложить вину за враждебную атмосферу на ЕС и США”, – считает журналистка. Путин с готовностью обвинил Запад в бедах своей страны, осудив его загнивающее общество и пообещав защищать традиционные российские ценности.
Такие шаги, как запрет на усыновление российских детей американскими семьями и закон об “иностранных агентах”, пустили под откос “перезагрузку” президента Обамы. В результате понятие “империи зла”, как представляется, все еще время от времени окрашивает западное восприятие Москвы. “Пока это не изменится, отношения России с Европой и Америкой в принципе не смогут быть нормальными”, – пишет Хилле.
“В этих обстоятельствах “нормальная” Олимпиада в Сочи станет настоящим достижением, и всем стоит наслаждаться праздником, пока он продолжается”, – рекомендует в заключение журналистка.