Бессмертный лебедь
Впервые Умирающий лебедь был исполнен Анной Павловой зимой 1907 года на благотворительном вечере в Мариинском театре. Это одна из частей сюиты французского композитора Камиля Сен-Санса «Карнавал животных», состоящей из своеобразных «портретов» животных, в том числе и лебедя. Вряд ли кому-либо пришло бы в голову танцевать под эту музыку, если бы первоклассный танцовщик и хореограф Михаил Фокин не увлекался в свободное время игрой на мандолине.
Историю создания хореографической миниатюры Фокин помнил хорошо: «Как-то Павлова пришла ко мне и сказала: «Хор Императорского оперного театра просил меня принять участие в их концерте. Ты не мог бы помочь мне выбрать музыку?» В то время я как раз разучивал на мандолине под аккомпанемент моего товарища «Лебедя» Сен-Санса. «А что если взять «Лебедя» Сен-Санса?» — предложил я. Она сразу же поняла, что роль Лебедя ей подходит как нельзя лучше. А я, оглядев ее тоненькую, хрупкую фигурку, подумал: «Она создана для Лебедя»… Для постановки танца потребовалось всего несколько минут. Эта была почти импровизация. Я танцевал перед ней, она — тут же, позади меня. Потом она стала танцевать одна, а я следовал за ней сбоку, показывая, как надо держать руки… Этот танец стал символом нового балета.
Становление
Жизнь Анны Павловой всегда была окутана тайной. Предположительно девочка появилась на свет 31 января 1881 года, ее мать, Любовь Павлова, была обычной прачкой, а отец — крупнейшим банкиром и землевладельцем. Анна была незаконнорожденным ребенком, но отец заботился о ней, не скупясь на воспитание.
В детстве Анна вместе с матерью жила в Петербурге. В возрасте восьми лет девочка попала на представление балета «Спящая красавица» и поняла, что большего всего на свете хочет стать балериной. Два года ее не принимали в Императорскую балетную школу (не доросла), но в 10 лет она осуществила свою мечту. Судьба её решилась во время второй попытки, когда знаменитый на весь мир солист балета и хореограф Мариус Петипа, увидев пробы юной Павловой, сказал: «Пушинка на ветру — она будет летать на сцене». После такого резюме Павлова была принята в школу.
Суровый устав школы, железную дисциплину мало кто мог выдержать, но Анна была лучшей ученицей. Трудолюбивой и упорной. После окончания школы девочка попала в Мариинку. Любители балета восхищались ее танцем. Тонкая щиколотка, высокий подъем ноги, хрупкое телосложение — всё это выделяло ее среди других балерин.
В 1899 году, после выпускного экзамена, она была принята в труппу Мариинского театра.
Павлова посещала Петипа для прохождения с ним сцен из балетов, обращалась за советами к балетмейстеру для совершенствования исполнения заглавной роли в «Жизели» и при подготовке своей партии в «Корсаре».
Императорский театр
Минуя кордебалет, Павлова сразу же стала получать ответственные «афишные» партии в классических балетах. Её сценический дебют в качестве артистки Императорских театров состоялся 19 сентября 1899 года в «Тщетной предосторожности», где она исполнила па-де-труа со Стасей Белинской и Георгием Кякштом. Вскоре последовали Зюльма в «Жизели», Диана в «Царе Кандавле», па-де-труа и Вариация Снега в «Камарго», Фея Кандид в «Спящей красавице».
В самом начале творческой карьеры балерины одним из её партнёров был Михаил Фокин — их первое совместное выступление состоялось 29 декабря 1899 года в балете «Марко Бомба» и было закреплено успехом 10 сентября 1900 года в «Пробуждении Флоры».
В следующие сезоны среди новых партий Павловой были па-де-скляв, па-де-труа и Гюльнара в «Корсаре», Принцесса Флорина в «Спящей красавице», па-де-труа в «Пахите» (все — 1901), Жуанита в «Дон Кихоте» (1902). В 1902 году впервые исполнила роль Никии в «Баядерке».
Но все это были лишь небольшие роли, пока в 1903 году ей не доверили Жизель. Тогда молодая балерина поразила всех глубиной трактовки образа и красотой исполнения.
Потом ее ждали главные женские партии в «Наяде и Рыбаке», «Корсаре», «Дон Кихоте»… Но лишь в 1906 году Павловой присвоили звание балерины Императорской сцены, присуждаемое только ведущим танцовщицам. Судьбе было угодно, чтобы и главный роман в ее жизни начался именно в этот год.
Любовь
Февраль 1906 года, Мариинский театр. На сцену вынесли огромную корзину цветов от неизвестного поклонника и поставили к ногам раскланивавшейся примы… Так начался головокружительный роман балерины Анны Павловой и барона Дандре.
Личная жизнь звезды императорской сцены не складывалась именно потому, что ее окружали мужчины, искавшие легких отношений. Она регулярно отправляла в корзину записочки от назойливых ухажеров с приглашением на свидание, а тут ее сердце затрепетало. Да и по всему выходило, что даритель — человек знатный и состоятельный. Для незаконнорожденной дочери горничной это тоже имело значение.
…Более чем странные ухаживания продолжались почти четыре года. В 1910 году российская звезда вернулась в Петербург из Лондона, где была на гастролях. Столичная публика, истосковавшаяся по своей любимице, до отказа заполнила зал Мариинского театра. Давали «Спящую красавицу», Павлова танцевала Аврору. После финальных аккордов и первых аплодисментов к ногам Анны поставипи такую большую корзину алых роз, что публика затихла.
На этот раз страстный поклонник оставил визитку, на которой золотыми буквами было написано: «Виктор Дандре». К визитке прилагалась записка — с тем же банальным приглашением на свидание! — и футляр, в котором оказался роскошный жемчужный фермуар с бриллиантами. Впервые записка не была Анной смята и выброшена…
Барону Виктору Дандре, статскому советнику, председателю ревизионной комиссии Петербургской городской думы, потомку древнего французского рода на этот момент исполнилось 35 лет. Он был красив, богат и талантлив. Роман Павловой и Дандре обсуждали не меньше, чем в свое время связь Матильды Кшесинской и цесаревича Ники, будущего императора Николая II.
На самом деле аристократ Дандре не собирался жениться. Он не скупился на подарки, снял для Павловой шикарные апартаменты, но этим и намеревался ограничиться. Когда Анна это поняла, она съехала со съемной квартиры и порвала отношения с Виктором. Страдала, ночами плакала в подушку. Чтобы поскорее забыть Дандре, вновь отправилась за границу. Ее пригласил Сергей Дягилев, решивший, что лучшей партнерши для премьера его труппы, блистательного Вацлава Нижинского, не найти. Павлова и Нижинский, действительно, стали звездами легендарных «Русских сезонов» в Париже.
А вскоре в Петербурге разразился громкий скандал, в центре которого оказался Виктор. Его обвинили в крупных аферах и получении взяток. Злые языки впутали туда и Павлову: мол, она уехала за границу, чтобы не отвечать за делишки то ли тайного мужа, то ли любовника. Дандре был предан суду, после которого выплатил штраф 30 тысяч рублей (огромные по тем временам деньги) и дал подписку о невыезде. Но уже через несколько недель он с чужими документами в кармане входил в вестибюль лондонской гостиницы, где остановилась Павлова…
Париж не вылечил Анну от любви. Балерина поняла, что легкомысленный барон — единственный мужчина, с которым она может быть счастлива. Поэтому, узнав о его бедах, решила действовать.
К тому времени, когда Виктор появился в Лондоне, Анна уже покинула Дягилева и, подписав контракт с агентством «Браффл», выступала в британской столице. Деньги нужны были ей для того, чтобы оплатить услуги адвоката Дандре, внести за него штраф, а потом помочь тайно покинуть Россию.
Путь на родину барону был заказан, капиталов у него не осталось. Вот тут и пригодился его талант предпринимателя. Когда контракт с «Брафф» истек, Дандре стал импресарио балетной труппы, которую организовала его жена.
Ради любимого Анна отказалась от мысли вернуться в Петербург. Последний раз она ненадолго приезжала в Россию в 1914 году — разумеется, одна, без опального Дандре. Но балерина всегда думала о родине. Переживала, узнав об Октябрьской революции. Отправляла в Советскую Россию денежные пожертвования для голодающих Поволжья, беспризорников, бедствующих артистов…
Фокин
Большое влияние на исполнительскую манеру Анны Павловой оказала совместная работа с балетмейстерами Александром Горским и особенно Михаилом Фокиным.
В театральном училище Фокин учился на курс старше Павловой. Одна из первых постановок Фокина — дивертисмент «Виноградная лоза» на музыку А. Рубинштейна, в которой начинающий балетмейстер танцевал па-де-де с Павловой — была удостоена поощрительной похвалы в записке Мариуса Петипа. В балете «Эвника» Фокин для Павловой в роли Актеи поставил «Танец семи покрывал». В своих воспоминаниях о создании балета «Египетские ночи» Фокин описал историю «Танца со змеёй», поставленного для Павловой с живой змеей.
Именно Фокин поставил для Анны композицию «Лебедь», впервые она была показана в 1907 году на благотворительном вечере, а спустя годы получила название «Умирающий лебедь» и стала визитной карточкой балета.
Успех Анны Павловой был столь велик, что в 1908 году она отправляется в тур по Европе как одна из участниц программы «Русские сезоны», презентованной за рубежом Сергеем Дягилевым. Изображение Павловой в роли умирающего лебедя украсило афиши мероприятия. Европейские столицы встречали ее выступления овациями.
Головокружительный успех вместе с тем не принес удовлетворения самой Анне Павловой. Ей претил размах и пафос, с которым подавались балетные выступления русской школы. Танцовщица была уверена, что танец красив сам по себе, словно драгоценный камень, и не требует дорогих оправ в виде пышных декораций и изощренного оформления сцены. Быть может, именно это стало причиной того, что балерина перестала сотрудничать с Дягилевым, основала свою труппу и отправилась гастролировать по миру самостоятельно.
Уход
Со своими танцовщиками и музыкантами супруги исколесили весь мир. Анне Павловой рукоплескали в Европе, Южной и Северной Америке, Японии, на Филиппинах… В Индии по окончании спектакля зрители встали на колени и подняли вверх руки, поклоняясь балерине, как божеству.
В коротких перерывах между поездками Павлова и Дандре возвращались домой — в поместье Айви-хаус на окраине Лондона, с большим садом и прудом, в котором плавал лебедь Джек, любимец Анны. Неделя покоя — и снова в путь.
Скончалась балерина во время очередной поездки. В январе 1931 года она простудилась и заболела тяжелейшим плевритом, но не отменила гастроли в Голландии. Анна Павлова покинула этот мир в Гааге 23 января, совсем чуть-чуть не дожив до своего 50‑летия.
Подготовила Виктория СЕРГЕЕВА