Без спецэффектов и с массой курьезов – газета «Харьковские известия»
Легендарную экранизацию «Вечера на хуторе близ Диканьки» снимали, как это часто случается в кино, не зимой, а весной. И чтобы снег на дивных зимних пейзажах, описываемых Гоголем, не растаял, съемочная группа отправилась за полярный круг.
ЗА РОЛЬ ВЕДЬМЫ ПРИШЛА РАСПЛАТА
Там всем актерам пришлось мерзнуть, особенно «черту» — знаменитому Георгию Милляру. Сначала ему сшили меховой костюм, чтобы он не простудился. Но Милляр, для которого дело было важнее комфорта, попросил другой — пусть тонкий и холодный, зато не стесняющий движений. Он жаловался, что снежинки впиваются в тело через тонкую ткань, как иголки. Все ему сочувствовали. Но что было делать? Хотя режиссер фильма Александр Роу и не любил съемки в павильоне, сцену, где Вакула окунает черта в прорубь, все-таки собирался снять на киностудии: пожалел Милляра, которому в то время уже было под шестьдесят. Но тот храбро сказал, что полезет в настоящую прорубь! Актер выдержал два дубля — после каждого его закутывали в тулуп и поили водкой. Другой после таких испытаний ходил бы злым как черт, но Милляр веселился как ребенок. Когда это стало мешать работе, Роу пригрозил: «Прекрати, а то маме пожалуюсь!» И съемочная группа смеялась уже над словами режиссера: все знали, что Георгий Францевич жил с мамой и ее слушался. Шутки у Милляра были «соленые». Например, исполнителя роли Панаса он звал Поносом, а себя за любовь к подобным проделкам — Стариком Похабычем. Однако, надевая костюм черта, он всякий раз повторял: «Господи, прости меня за это хулиганство!»
Людмила Хитяева, игравшая Солоху, ничего подобного не говорила — и, возможно, напрасно. Когда съемки фильма почти закончились, с ней произошел несчастный случай, который она считает наказанием за роль ведьмы. Людмила каталась с сыном на лыжах, съезжая с горы, врезалась в дерево — и сломала нос! Лицо превратилось в один ужасный синяк. К съемкам она смогла вернуться лишь через два месяца, когда о «лыжной катастрофе» напоминала лишь маленькая горбинка. Увидев ее, Роу даже обрадовался: «В сцене, когда Солоха летит на метле, мы будем снимать тебя в профиль!» Но если горбинка пригодилась для роли, то молодость и стройность Хитяевой были только помехой. Чтобы Людмила выглядела женщиной внушительных форм, ей подкладывали «толстинки», надевали несколько нижних юбок и просили вжать подбородок в шею — так он казался двойным.
В этом фильме у Хитяевой была тезка, которая училась в актерской студии при Киевском украинском драматическом театре имени Ивана Франко. Речь идет о Людмиле Мызниковой. От нее как раз требовались красота и юность, ведь она играла кокетку Оксану, ради которой кузнец Вакула, оседлав черта, отправился в Петербург за царскими черевичками. Роу увидел 19-летнюю Люду, проходя по коридору Киностудии имени Довженко, и тут же закричал: «Вот наша Оксана!» Когда ее утвердили, девушка была счастлива, но и переживала, потому что предстояло надолго уехать из Киева. Она очень тосковала по родителям, поэтому, когда ей нужно было плакать в церкви, вспоминала маму — и слезы лились моментально.
ГОРЕ ЛУКОВОЕ ВМЕСТО ЯБЛОК
Через три года после «Вечеров на хуторе близ Диканьки» Александр Роу снял еще один новогодний шедевр — киносказку «Морозко». И тоже в северном регионе. Морозко в нем сыграл Александр Хвыля, казак Чуб из «Вечеров…», а роль главной нечисти по традиции досталась Георгию Милляру. Свою первую Бабу-ягу он сыграл у Роу еще в 1939 году в «Василисе Прекрасной» и 25 лет спустя захотел сделать любимую героиню более дряхлой и с радикулитом. Сам же справлялся со всеми нагрузками не хуже, чем молодые актеры. Но главный подвиг Милляр совершил, когда киногруппа работала не за полярным кругом, а уже намного южнее. Пленка с отснятым материалом хранилась в подвале дома, где жила съемочная группа, и как-то в один из дней февраля на площадку прибежала женщина: «Скорее! У вас прорвало трубу!» Приехав, киношники увидели, как оставшийся дома Милляр в одних трусах выбегает из подвала и кладет на снег последнюю коробку с пленкой! Мало того, не найдя ключа от подвала, субтильный Георгий Францевич снес дверь с петель. Вода доходила ему до пояса, а на улице стоял мороз, -20 °C.
Наталье Седых, сыгравшей Настеньку, тогда было всего 15 лет. С четырех лет она занималась фигурным катанием. В десять захотела стать балериной и поступила в школу при театре. Там запрещалось совмещать балет с фигурным катанием. Но когда Наташе предложили выступить на ледовом празднике с номером «Умирающий лебедь», она решила рискнуть. Преподаватели не узнали ее на льду, но зато заметил Роу и пригласил на пробы. На роль Настеньки пробовалось огромное количество актрис, в том числе знаменитая Надежда Румянцева. И Седых очень удивилась, когда в итоге взяли ее. При этом режиссер дал гримерам задание: «Только сделайте так, чтобы она выглядела хотя бы на шестнадцать».
Мачехину дочку Марфушеньку-душеньку сыграла студентка Инна Чурикова. Она, что интересно, тоже не рассчитывала получить эту роль. Думала, Роу предпочтет ей другую актрису, которая снималась в его предыдущем фильме «Королевство кривых зеркал». На пробах потенциальные Марфушеньки должны были грызть орехи — и Чурикова делала это самозабвенно, не щадя зубов. А уже на съемках в эпизоде, где Марфуша ждет под елкой Морозко, чуть не замерзла по-настоящему: так долго готовились и выставляли камеру и свет. Обнаружилась и дополнительная неприятность: в ее корзинку вместо яблок почему-то положили репчатый лук. Ничего не поделаешь — пришлось смачно, с хрустом есть луковицу. Однако эти трудности не омрачали радости от съемок. Но вот когда Инна пришла озвучивать героиню и увидела, как выглядит на экране, то ужаснулась и заплакала: «Какая же я страшная!» И решила никогда в жизни не сниматься в кино!
НАЧИНАЮЩИЕ АКТРИСЫ НА ГЛАВНЫЕ РОЛИ
В 1973 году на экранах появилась не менее популярная киносказка «Двенадцать месяцев». За основу сюжета взяли пьесу Самуила Маршака. Это была знакомая всем история про Золушку и ее злую мачеху. События разворачиваются в Новый год, поэтому праздничная атмосфера картине была обеспечена с самого начала.
Режиссер «Двенадцати месяцев» Анатолий Граник подошел к съемкам нестандартно. На главные роли он взял начинающих актрис, которые до этого не снимались в кино. Лиана Жвания, сыгравшая взбалмошную королеву, на тот момент даже не закончила театральный.
По воспоминаниям актрисы, на пробах Граник представился помощником режиссера и попросил ее зачитать с выражением сценарий, причем за всех персонажей картины. Он ее очень долго слушал, а потом, наконец, остановил и признался, что является режиссером фильма. Он похвалил актерскую игру Лианы и утвердил ее на роль Королевы.
Кому-то может показаться, что съемки детской сказки — дело не очень серьезное. Но Анатолий Граник подошел к работе со всей ответственностью. Чтобы персонажи получились убедительными, продумывался и внешний вид, и характеры.
Королева представала перед зрителем юной капризной девушкой. Но довольно быстро становилось понятно, что героиня Жвании стала такой, потому что у нее нет родителей, и всю жизнь ее окружают лицемерные придворные. В итоге Королева получилась ярким и живым персонажем.
После роли в «Двенадцати месяцах» Лиана Жвания стала звездой, но девушка не стремилась покорять мир кинематографа. 47 лет артистка посвятила детскому театру. «Я сыграла более 60 ролей. Только в театре можно ощутить живость и непосредственность зрительского отклика», — делилась Лиана Дмитриевна.
Вторую главную роль в киносказке «Двенадцать месяцев» — падчерицу сыграла однокурсница Лианы Наталья Попова. Если Жвания в жизни была более активной и экспрессивной, то Попова — сдержанной и сентиментальной. Такими же были по характеру и их экранные героини. Дебют в кино принес актрисе огромную популярность, но дальнейшая карьера оказалась менее яркой. В последующие годы она появлялась преимущественно в телеспектаклях. Зато сказка положительно отразилась на личной жизни актрисы — на съемочной площадке она встретила свою любовь.