Георгий Милляр: Добро пожаловать в сказку
Георгий Милляр родился в Москве в семье французского инженера Франца де Милье, который приехал в Россию на работу консультировать русских в области мостостроения. В России его очаровала дочь иркутского золотопромышленника Елизавета Журавлева.
Сын Франца и Елизаветы рос окруженный роскошью, родительской любовью и гувернантками-француженками. Но Георгию еще не исполнилось и трех лет, когда отец умер. Тем не менее, семья де Милье продолжала жить в достатке. У них была огромная квартира в Москве, две дачи — в Подмосковье и в Геленджике. Гувернантки обучали мальчика языкам, музыке, литературе.
Но, опасаясь предреволюционных волнений, мать Георгия решила отправить сына подальше от неспокойной Москвы — к деду в Геленджик. Там он прожил больше 5 лет.
А в 1917 году их шикарная квартира превращается в коммуналку, фамильные драгоценности обмениваются на хлеб, а от аристократической приставки «де» в фамилии будущий актер избавится сам.
Первая роль в юбке
Лицедейство Милляр полюбил еще с ранних лет, когда ходил смотреть спектакли вместе со своей тетей — театральной актрисой.
А впервые попробовал на себе «грим» в семилетнем возрасте. Сам артист вспоминал, что, решив преобразиться в Мефистофеля из «Фауста», разрисовал лицо химическим карандашом, скорчил страшную гримасу и выскочил в таком виде к близким родственникам. Но они, вместо того чтобы испугаться, дружно засмеялись.
А вот образ Бабы Яги был не первой женской ролью, которая досталась актеру. После окончания школы в Геленджике, Милляр устроился работать бутафором в местный театр. И в 1920 году он получил свою первую роль. Неожиданно заболела актриса, исполнявшая роль Золушки. В панике руководство театра даже намеревалось отменить спектакль, как вдруг кто-то вспомнил о старательном бутафоре, постоянно торчавшем за кулисами и знавшем наизусть все диалоги.
Ни о чем не подозревающая публика в тот вечер искренне аплодировала очаровательной Золушке — 17-летнему Георгию Милляру. После этого дебюта к нему присмотрелись внимательнее и даже стали поручать характерные роли.
Через четыре года Георгий Милляр переехал в Москву и поступил в знаменитую студию при Театре Революции (сейчас — Театр имени Маяковского).
Милляр был участником многих спектаклей, оставшихся навсегда в памяти московских театралов: Герцог Альбано («Озеро Люль»), Мокроносов («Конец Криворыльска»), Пикель («Гоп-ля, мы живем»), аптекарь («Ромео и Джульетта»), Атташе («Голгофа»), Болтиков («Инга»), Имангужа («Поэма о топоре»), м-р Гоукер («Улица радости»), граф Людовико («Собака на сене»).
Сказка — моя стихия
За свою жизнь роль Бабы Яги актер сыграл более 10 раз. Отдельным этапом творчества Милляра была совместная работа с режиссером-сказочником Александром Роу, который нашел в актере единомышленника, и дружба их длилась более трех десятков лет.
Их первым фильмом была экранизация сказки «По щучьему велению» о лукавом Емеле-дурачке, капризной царевне Несмеяне, Щуке, говорящей человечьим голосом, и прочих чудесах. В этом фильме Милляр сыграл роль царя Гороха, и зрители увидели вздорного, злого дурака, облаченного в царские одежды.
Режиссерский дебют Роу удался, и уже в следующем году он снял фильм «Василиса Прекрасная», в котором Георгий Милляр играет сразу три роли — гусляра, старика-отца и Бабу-Ягу. Это был всесоюзный фурор. Приступая к съемкам этого фильма, Александр Роу перепробовал на роль Бабы-Яги всех характерных актрис, включая Фаину Раневскую. Но было решено, что мужчина в юбке — страшнее.
Кстати, костюм Бабы Яги Милляр придумал сам — грязное бесформенное тряпье, наверченное на туловище и голову, грязные седые патлы, большой нос с бородавками, торчащие клыки. Баба-Яга Милляра получилась зловещей и жуткой — многие маленькие дети при просмотре фильма были всерьез напуганы.
«В Ялте я старушку увидел — коз пасла на Чайной горке. Старая-престарая гречанка, сгорбленная, нос крючком, недобрый взгляд, в руках короткая палочка. Чем не Баба Яга? — говорил Милляр. — А еще обильный материал мне дала соседка по коммуналке. Характер у нее был ужасный, склочница, ей надо было обязательно кого-нибудь поссорить».
А вот в титрах его указали только раз. В рецензиях авторы недоумевали, почему в титрах не указана фамилия актрисы?
В 1941 году на «Союз-детфильме» решено было поставить патриотическую сказку «Конец Кощея Бессмертного». На вопрос, кто будет играть Кощея, драматург Владимир Швейцер и режиссер Александр Роу в один голос ответили: «Конечно, Георгий Францевич!»
Играя Кощея Бессмертного, ассоциирующегося у зрителей с фашизмом, Милляр использовал свое крайне худощавое телосложение и знаменитый голос. Да и грима почти не понадобилось: однажды он сбрил себе волосы и брови и в таком виде пришел на киностудию. «Все понятно, Милляр готов играть», — хором говорили коллеги.
А что касается телосложения Милляра-Кощея, то фильм снимался во время Великой Отечественной войны, и киностудия была эвакуирована в Среднюю Азию, где актер перенес малярию, после которой весил всего 48 кг.
В одном фильме Милляру порой доставалось сразу несколько ролей. В сказке «Огонь, вода и медные трубы» актер сыграл Бабу Ягу и Кощея, в сказке «Золотые рога» — Бабу Ягу и деда Маркея, а в «Королевстве кривых зеркал» предстал сразу в трех образах: Наиглавнейшего Церемониймейстера, королевского возчика и вдовствующей королевы. В 16 фильмах Роу Милляр сыграл около 30 ролей.
Яркие образы были созданы Георгием Милляром и в фильмах других режиссеров. Наимудрейший из сказки режиссера Бориса Рыцарева «Волшебная лампа Аладдина», мистер Брауни в современной сказке Бориса Бунеева «Деревня Утка», мудрец Селим в «Калифе Аисте» Виктора Храмова, злой волшебник Смог в картине Геннадия Харлана «Андрей и злой чародей».
В одном из своих последних интервью Георгий Милляр признался: «Сказочные образы — моя стихия, моя привязанность. Но как хочется сыграть однажды роль глубокую, психологическую. Слепить характер сильный, острый, самобытный. Шекспировский Цезарь, Вольтер, Суворов — вот о чем я, грешный, мечтаю».
Дела житейские
Коллеги актера утверждали, что он любил выпить: не напивался до беспамятства, но всегда был слегка подшофе. Чтобы обвести вокруг пальца режиссера, который запрещал «употреблять», актеру приходилось идти на ухищрения. Один случай такого противостояния особенно запомнился коллегам-киношникам.
«В подмосковную деревню Зеленую, где снималась очередная сказка, приезжала автолавка, — вспоминал актер и режиссер Юрий Сорокин, снявший о Георгии Францевиче документальный фильм. — Роу запретил продавать Милляру спиртное, так знаете, что придумал Георгий Францевич? Милляр на виду у всей съемочной группы шел к машине с бидончиком: «Я за молочком», — возвращался и через пять минут был уже пьяненьким. Он заранее договаривался с продавщицей, та ставила в бидон бутылку, а сверху наливала молоко. Милляр предпочитал дешевенький портвейн «Кавказ» и тройной одеколон и спокойно мог обменять у осветителей бутылку водки или коньяка на бутылку портвейна».
Тем не менее, мало кто из актеров советского кино мог поспорить с Милляром в способности в любых условиях выглядеть джентльменом. Женщины, несмотря на невзрачную внешность, находили в нем идеального кавалера. Правда, до тех пор, пока Милляр не открывал рта.
За артистом водился еще один грешок — страсть к словесному хулиганству, за что он сам себя называл «Стариком Похабычем». Он декламировал фривольные стишки, или же придумывал такие афоризмы, от которых юные костюмерши заливались краской.
«Официальные лица не относились к Милляру серьезно: «Ну кто такой Милляр? Ну ходит такой смешной человечек». А он всегда оставался де Милляром. И при этом ел ливерную колбасу с черствым хлебом, 30 лет носил одно пальто и каракулевую шапку-пирожок. Дружил не с руководством, а с осветителями, гримерами и костюмерами, никогда не ходил на собрания и терпеть не мог заумных актерских разговоров», — вспоминает режиссер Сорокин.
90 лет лицедейства
Милляр продолжал играть в кино почти до самой смерти. Снялся в фильмах «Война и мир» Сергея Бондарчука, «Кавказская пленница» Леонида Гайдая, «Шестой» Самвела Гаспарова и во многих других картинах. Его голосом говорят многие герои мультфильмов.
Милляр сложился как актер, а вот свою личную жизнь он смог устроить только в 65 лет.
«Ну что вы, Георгий Францевич, мне уже не нужны мужчины», — сказала изумленная 60-летняя женщина в ответ на предложение о замужестве от пожилого соседа по коммуналке. «А я и не мужчина…Я Баба Яга», — ответил Милляр.
Семью Георгий создал после смерти мамы, да и то по требованию Александра Роу. Когда у актера за стеной поселилась соседка Марья Васильевна, режиссер позвонил Милляру и потребовал: «Женись! Близко. Провожать не надо».
Свадьба была кинематографическая: гуляли в экспедиции, в Звенигороде, в первый день съемок фильма «Варвара-краса, длинная коса».
По словам соседей, это была удивительно трогательная пара. Георгий Францевич называл супругу Манечкой-лапочкой, ни разу не обидел дурным словом. Самым «страшным» ругательством было «ну, Маня, ты меня достала!»
Геогрий Францевич умер 20 лет назад — 4 июня 1993 года — чуть-чуть не дотянув до 90-летия.
Но снимался Милляр до последних лет жизни. А вот народного артиста получил только на 85-летний юбилей.
Актер говорил: «Счастье — в чем хотите, только не в долголетии. Когда юбиляру говорят: «Проживите еще 70!» — это плохое пожелание».
Подготовила Анастасия БЫКОВА