Музыка шестнадцатого века на фестивале «Новые Эпифании- 2018»
«Новые Эпифании» – это фестиваль, который организует Центр мысли Иоанна Павла II в период Великого поста. О смысле библейской цитаты как формулы рассказал директор центра Михал Сенк:
«Вопрос Пилата: „ Итак, ты – царь?” – является уже вторым вопросом, поскольку раньше он спрашивает Иисуса: „Так это ты – царь Иудейский?”. После ответа Иисуса он возвращается к этому вопросу, потому что чувствует, что формулировка „Иудейский царь” недостаточная. Уже в самом вопросе кроется глубина. Фестиваль приглашает к поиску ответа на вопрос о том, чем является современное «царствование». Ассоциируется ли оно с полнотой политической власти и роскошью, или, по примеру Христа, со страданием и распятием… Конечно, мы не конкурируем с церковным таинством горестных стенаний, покаянию за грехи, но приглашаем к раздумьям».
Фестиваль «Новые Эпифании» – это не столько дискуссия и размышления, сколько огромная музыкальная программа: «Основой христианской, католической или иудеохристианской музыки являются псалмы. А кто родоначальник псалмов? Царь Давид, – рассказывает куратор мероприятия Лукаш Козак. – Отсюда прямой путь к необыкновенной музыкальной традиции. Начинаем мы с исполнения в Королевском замке «Псалтыря» Миколая Гомулки – польского композитора XVI века, автора полифонических псалмов с текстами Яна Кохановского.
Можно будет послушать также средневековую музыку королевского двора на Кипре в западной стилистике франко-фламандской школы. Кроме того, прозвучат произведения греческие, византийские, корни которых уходят в литургическую традицию, а также музыка арабских христиан. И в финале – настоящее музыкальное пиршество, исключительное не только потому, что продолжительность концерта 300 минут, и прозвучит он в зале Геологического музея между скелетом мамонта, динозаврами, окаменелостями.
Ансамбль Graindelavoix cпоет «Респонсории» князя Карло Джезуальдо из Венозы. Это музыка, созданная в XVI веке, преодолевает все каноны как старинной, так и современной музыки. Эта музыка сочинена человеком, которого считали безумцем, и о котором ходят страшные легенды. Но оставляя в стороне его спорную личность, надо сказать, что его музыка невероятно трогательна и совершенно необыкновенна».
Подготовила Ольга Тараб