Обаяние зрелости
В 1960‑е годы в труппе шевченковцев Л. Погорелова, тогда Лида Капуста, а для близких коллег — озорная смешливая Капа, представляла на сцене героинь лирических и лирико-драматических по преимуществу. Ей доставались такие роли из наследия Шекспира и Шеридана, из неисчерпаемой украинской классики. В первую свою десятилетку в труппе она «выстрелила» успешным исполнением титульных ролей в спектаклях «Дженні Герхардт» Т. Драйзера и «Марина» по М. Зарудному, сыграла роли, о которых сегодня мечтают молодые актрисы, — Марусю в драме «Ой, не ходи, Грицю…» и Софию в трагедии «Безталанна». Эти постановки вошли в золотой фонд театра.
Режиссеры, поймав ее однажды на «крючок» комедии, в том ничуть не разуверились вплоть до сегодняшнего дня. Не одно поколение зрителей ломилось на искрометный комедийный спектакль «З коханням не жартують» с Леонорой — Л. Погореловой. Яркое комическое дарование актрисы проявилось в спектакле «Моя професія — синьйор з вищого світу», где она сыграла Матильду.
А сегодняшняя театральная публика всякий раз штурмует театр перед началом комедийного спектакля «Примадонны», где она играет миллионершу Флоренс — экстравагантную светскую даму, для которой важны совсем не деньги. И как не вспомнить в этом ряду легендарную постановку «Шельменко-денщик», в которой более 30 лет подряд актриса неизменно одаривает зал мажорной непосредственностью своей Фенны Степановны!
Л. Погорелова — актриса универсальная, однако уже на первых порах на сцене тема героини трудной судьбы стала ведущей в ее творчестве. В чем она убедила и критиков, и театралов на Малой сцене «Березіль», сыграв Понсию в драме «Дім Бернарди Альби» и Кормилицу в спектакле «Антігона». Что она доказывает сегодня на Большой сцене театра в роли Тамы в спектакле «Закон».
По этому поводу за кулисами театра сложилась шутка, в которой немалая доля истины: актриса в законе. И правда, профессия драматической актрисы стала для Л. Погореловой судьбой.
В уютной тишине театральной гримерки мы разговорились с Лидией Ивановной о ее заветной роли.
—Тама — это домашнее имя моей героини, составленное из слов «тетя‑мама». Ведь она заменила мать своей любимой племяннице. Я знаю все, что было с ней в молодости…
—… о чем не сказано в пьесе Владимира Винниченко.
—Это женщина «с прошлым», шлейф которого тянется в ее настоящее. Тама пережила пик своего счастья, в ней что-то трагически надломилось, и она перенесла надежды на будущее неродной дочери, ради благополучия которой готова забыть свои нужды. Лишь на один миг Тама решает поступить не по‑христиански, против собственных правил, потому что видеть крах своей мечты означает для нее невозможность жить. Но благородство берет в ней верх…
—Что помогает вам передавать со сцены тончайшие чувства своих сценических персонажей?
—Прежде всего — «школа» Л. И. Сердюка в Харьковском тетральном институте. Он относился к студентам бережно, не придерживался четкой методики преподавания, хотя и был строг. Когда в аудитории у кого-то из нас наступал «зажим», властно командовал: «Нумо, давайте заспіваємо!» Окружив его стайкой, мы затягивали «Бьется в тесной печурке огонь…», и так хорошо пелось! Душа распахивалась от красоты мелодий русских и украинских народных напевов. Так, исподволь, Лесь Иванович подводил к тому, чтоб и на сцене жизнь персонажей дышала нашей внутренней теплотой. Он приобщал нас к театру, обращенному к человеческому сердцу.
На нашем курсе учился Гарри Чумаченко, ныне заслуженный артист Украины, один из моих многолетних любимейших сценических партнеров, актер удивительной органики, скрупулезный в мельчайших мотивациях роли. Кстати, он сравнительно недавно отметил свой юбилей…
—Как в вашей жизни связаны театр и семья?
—Напрямую. Мне посчастливилось встретить большую любовь — своего мужа. Из любви, из этого благодатного источника я беру силы для сцены. Впрочем, труд актера не исключает ремесла, проб и ошибок.
—Вы испытывали разочарования в профессии?
—Не все у меня получалось, как того хотелось, но это лишь подзадоривало на новые испытания. Через творческие поражения актеру надо уметь пройти с честью. Случалось иногда ощущать собственное несоответствие требованиям режиссеров, с которыми мне было не по пути в творчестве, хотя мне повезло работать с такими блестящими мастерами режиссуры, как Ф. Александрин, В. Крайниченко, Б. Норд, В. Оглоблин, А. Литко. Хорошо работалось с еще молодым тогда В. Петровым. Правда, и в периоды необычайного везения никто из актеров не застрахован от нервных перегрузок.
А разочарований в своей профессии не помню. Что может быть более вдохновляющим для артиста, поднимающим его над грешной землей, чем чувство душевного контакта со зрителем?!
—Что хотите пожелать молодым актерам?
—Помнить, что в искусстве нет столбовой дороги. Не отчаиваться от неудач, работать до седьмого пота. Постараться найти и надолго сохранить в своей душе любовь и раздаривать ее зрителям со сцены — со всей щедростью.