Рисующие песком
Еще до наскальной живописи люди начали рисовать на песке. На том полотне, которое было им ближе всего, инструментом, который всегда под рукой — пальцы, веточки, палочки. Пример тому — древнее искусство магии индейцев «навахо», наносивших на песок рисунок со священными письменами.
Более чем 1300 лет назад в Японии зародилось искусство «бонсэки», заключающееся в изображении морских или горных пейзажей на черном лакированном подносе с помощью белого кварца крупного, среднего и мелкого помола.
В арабских странах с древности люди видели красоту и реализовывали свой творческий потенциал в создании бутылок с цветным песком. И сегодня эти изысканные сувениры — любимые подарки для туристов.
Используют возможности песка скульпторы. Так возможно создание «песочных скульптур», непрочных, недолговечных, теряющих свою форму под воздействием воды, ветра и главного судьи — времени. В идею художника заложен смысл прикосновения к вечности, равной мгновению, которая, увы, подвластна времени, как и все на свете. Форма теряется, но содержание и замысел остаются.
Но хотелось бы рассказать о еще более необычном виде искусства — песочной анимации или Sandart. Дословно, это «искусство песка». Принято говорить, «рисование песком в затемненном помещении на подсвеченной снизу поверхности специального стола». Мультфильмы и картины Sandart создаются в реальном времени, сменяя одна другую. В этом и состоит необыкновенное свойство песочной анимации: работа художника уникальна, ни одно его движение не сможет быть повторено, результат может фиксироваться только глазом или видеокамерой. Это в современных условиях дает возможность миллионам увидеть выступление мастеров Sandart, а смысл и суть каждого перформанса не имеют равных себе по способу выражения.
Еще этот вид искусства называют сыпучей анимацией. Картины создаются из сыпучего материала: песка, соли, молотого кофе, сахара и т. д. Изобретателем его принято считать канадско-американского режиссера‑мультипликатора Кэролин Лиф. Еще в 1969 году она продемонстрировала публике песочный сюжет «Песок, или Питер и Волк».
Одним из первых, представивший музыкальный клип с песочной анимацией, был певец Dato в 2004 году. В мире признанных мастеров песочной анимации не так уж много. Ференц Цако, Илана Яхав, россиянин Артур Кириллов, а с недавних пор и молодая украинская художница Ксения Симонова — одни из самых известных художников этого направления. На «Евровидении-2011» фоном для выступления певицы Мики Ньютон, представлявшей Украину, послужил именно песочный перформанс Ксении Симоновой. А в клипе на песню «Обернись» группы «Город 312» и Басты демонстрируются рисунки Артура Кириллова, несколько раз появляется и сам автор.
Песочная анимация нередко применяется как средство развития творческих способностей у детей и как метод терапии внутреннего напряжения (подвид арт-терапии).
И вот наконец-то в Украине в сентябре состоялся І Международный фестиваль песочной анимации «Прикосновение», который прошел в Днепропетровске. И его призерами и победителями стали харьковчане — театр-студия песочной анимации «Art-you», которые по совместительству являлись и соорганизаторами этого мероприятия. Кстати, как рассказала «Харьковским известиям» руководитель студии Светлана Тельбух, это не только первый в Украине фестиваль, но и первый в Европе. До сего момента такого уровня шоу именно этого направления искусства не проводилось нигде.
В фестивале участвовали 126 мастеров песочной анимации из Украины, России, Беларуси и Франции. Художники соревновались в номинациях «Песочная графика», «Видеоролики», «Сольные выступления», «Коллективные выступления», «Многожанровые выступления».
Несмотря на то что среди участников были всемирно известные художники, такие как Вероника Сывороткина (звезда Cirque du Soleil) и David Myriam (Франция), а председателем жюри — входящий в тройку лучших мастеров песочной анимации мира Артур Кириллов, художники студии в разных возрастных категориях смогли завоевать два «Гран-при»; шесть первых мест; восемь вторых; семь третьих. Самому младшему участнику, который представил свою работу, всего три года. Это Назар Бердичевский, который был удостоен специального приза.
Попробовав один раз рисовать песком, Светлана, архитектор по образованию и художник по призванию, остановиться уже не смогла. Работа с этим материалом ее заворожила. И она решила поделиться своими достижениями и знаниями с людьми, и в первую очередь с детьми. Так в 2009 году возникла студия песочной анимации.
«Мы пытаемся раскрыть таланты детей, приобщить их к искусству, дать им возможность проявить себя. В нашей студии сегодня учатся около 250 человек, дети занимаются с трех лет. Кроме песочной графики мы рисуем с детьми мультики, у нас есть театр песочной анимации, раз в полгода мы показываем спектакли. Ребенок, с детства близкий к искусству, вырастет разносторонней личностью», — рассказала С. Тельбух.
На вопросы: «можно ли научиться песочной анимации? нужны ли какие-то особые материалы», художница ответила так: «Как и любому другому занятию, песочной анимации, безусловно, научиться можно. Однако песочная анимация не так легка, как это может показаться на первый взгляд. Малейшее неверное движение — и работа испорчена. Кроме того, для выполнения песочной анимации требуется довольно высокая скорость движений художника — ведь работа должна быть динамичной. Также если человек решил заниматься этим искусством серьезно, давать выступления, то безусловно ему необходимо художественное образование: нельзя нарисовать лошадь песком, если ты не можешь ее нарисовать карандашом на бумаге. А если для себя в качестве хобби, релакса, то почему бы и не попробовать. Тем более рисовать можно чем угодно: манной крупой, кофе, различным песком».