"Інфосіті" – інформаційно-аналітичний портал

TIME, LIFE and FORTUNE

«Санин»
Отцом иллюстратора Бориса Арцыбашева был известный писатель Михаил Арцыбашев (1878–1927 гг). Человеком он был необычным и, пожалуй, его судьба могла бы стать сюжетом для романа. Он перенес трепанацию черепа из-за тяжелой формы туберкулеза, в молодости пережил неудавшееся самоубийство, из-за чего практически ничего не слышал. Ходил в студенческом костюме, хоть и студентом никогда не был.
Его перу принадлежит множество рассказов, романов, повестей и пьес. Наибольшую известность ему принес роман «Санин» (1907). Роман вышел в журнале «Современный мир» в 1907 г., публиковался он частями. Поднял такой шум в прессе, что последняя часть рукописи была конфискована полицией, притом, как шутили в обществе, «полицейские умерли от стыда». Писателю пришлось ее переписывать. Роман был крайне диаметрально воспринят обществом. Молодежью он был подхвачен, как знамя, старшим же поколением смешан с грязью и запрещен официальными властями.
«Санин» — гремучая смесь Достоевского, Тургенева, Бунина. Краеугольным камнем романа становится главный герой, мораль которого резко противоречит устоям общества. Главная его идея: все, что приносит наслаждение себе и другим, но никому не вредит — естественно. Санин очень умен, до предела искренен и не привязан ни к чему материальному, как бродячий философ. Он насмехается над устаревшими нормами морали и условностями, как над шелухой уходящей эпохи и проходит сквозь них, как горячий нож сквозь масло. Он крайне любит жизнь во всех ее проявлениях и ненавидит все, что ее ограничивает, калечит и убивает. Арцыбашев натуралистичен, в книге много смертей, притом описываются они так, словно писатель сам их переживал. Роман захватывает с первых страниц, и по мере прочтения остается лишь сожалеть, что скоро история закончится и читатель расстанется с удивительным героем.
К сожалению, писатель не был идеальным отцом и бросил жену с ребенком. Этим ребенком и был будущий великий иллюстратор.
Борис Арцыбашев
Он родился 25 мая 1899 г. в Харькове. Его отец рано развелся с женой и с семьей не поддерживал особых контактов, хотя сын Борис отца очень любил и восхищался его талантом. Более того, перед Первой мировой Михаил рекомендовал сыну уехать из страны и изменить фамилию, чтобы к нему не клеилась репутация отца, одновременно известная и очень скандальная.
Базовые навыки рисования Арцыбашев получил в студии княгини Тенишевой в Петербурге, где учились Добужинский, Билибин, Серебрякова. Позже он начнет изучать юриспруденцию в Киевском университете, но в 1917 году революция прервала образование Арцыбашева. В 1918‑м Борис служил в Киеве в армии Скоропадского, после его свержения пытался присоединиться к рядам Белой армии на юге Украины, но был захвачен большевиками. Борису удалось бежать из плена. В 1919 году он эмигрировал в США, не разговаривая по-английски и имея в кармане лишь 14 центов в турецкой валюте.
Борис начинал с нуля — он устроился нарезать этикетки в типографию, потом стал дизайнером бутылок. Вскоре он получил заказ на роспись стен эмигрантского ресторана The Russian Inn. На них обратил внимание арт-критик и художник Ги Де Буа, что стало поворотным в карьере Арцыбашева-младшего. Михаил Фокин пригласил его на должность художника декораций для своего балета в Нью-Йорке.
Параллельно Борис также рисовал иллюстрации для книг. Уже в ранних его работах прослеживается сюрреалистические антропоморфные механизмы, которые станут фирменной чертой. Например, иллюстрации к сборнику сказок Мамина-Сибиряка «Аленушкины сказки», опубликованные в 1922 г. в Нью-Йорке в английском переводе под названием «Верочкины сказки». В 1926‑м Арцыбашев получает гражданство США, в 1930‑м — женится на Элизабет Снайдер.
Впоследствии Арцыбашев нарисует иллюстрации более чем к 50 книгам. Его работы были отмечены престижными медалями Джона Ньюбери, среди них Дхан Мукерджи, «Гай Нек, история голубя», и медалью Калдекотта. Некоторые из книг он напишет сам. Первой его детской книгой стал «Бедный Шайдулла», опубликованная в 1931‑м. В 1937‑м его книга «Семь Симеонов» — вариация народной сказки — была удостоена нескольких премий, в том числе престижной награды книжного фестиваля «Нью-Йорк Геральд Трибьюн».
Изначально Арцыбашев работал в манере монохромных плоских гравюр, но потом переключился на объемные цветные работы. Как вспоминал сам Арцыбашев, на его мировоззрение больше всего повлияли картины Босха, Питер Брейгеля-старшего и старинные иконы, которые он видел в детстве.
Журналы и реклама
Настоящая известность пришла к нему в 1930-х, когда он переключился на коммерческие журнальные иллюстрации и рекламную работу. В 1934‑м Арцыбашев получает должность в журнале Time. Он начинает рисовать рекламные материалы для журнала. В то время «Тайм» публиковал только фотографии, но через некоторое время его обложки сменили формат на рисованные иллюстрации и Арцыбашев был одним из первых, кому доверили их рисовать. С 1941‑го по 1965‑й он нарисовал более 200 обложек журнала Time, Fortune и Life. Это были времена тяжелых и переломных событий для человечества — Вторая мировая, начало Холодной войны и резкий скачок в научно-техническом прогрессе. Обложки пестрели изображениями выдающихся личностей — ученых, политиков и военных. Говорят, Арцыбашеву достаточно было минуту посмотреть на фотографию, чтобы уловить эмоции человека и нарисовать его портрет.
Работал Арцыбашев и с рекламными материалами для таких брендов, как Xerox, Shell Oil, PanAm, Casco Power Tools, Parke-Davis, Scotch Tape, Alcoa Steamship Lines, Parker Pens.
Большинство картин Арцыбашева, которые он рисовал в отрыве от коммерческих заказов, проникнуты сюрреалистичными «механочеловеческими» сюжетами, в которых оживают машины и механизмы. Это соответствовало духу эпохи и стремительному развитию научно-технического прогресса. Он был пацифистом и старался высмеивать военщину, но вместе с тем во время Второй мировой работал с Госдепартаментом над агитационными плакатами.
В 1954‑м Арцыбашев издал книгу своих иллюстраций «Как я вижу», которая получила хорошие отзывы искусствоведов и критиков. Ужасы войны еще были свежи в памяти людей, он отметил в ней, что «в людях порой очень мало остается человеческого, кроме внешнего вида. Но так как ученые, проведя множество экспериментов на лабораторных мышах, доказали, что и они могут накопить достаточный опыт для выхода из лабиринта, у меня есть большая надежда на будущее. У нас еще есть время учиться. В конце концов, в качестве вида мы моложе мышей».
Борис Арцыбашев рисовал до конца жизни и ушел из жизни 16 июля 1965 года в городе Лайм, штат Коннектикут.
По материалам проекта «Харьков манящий»