На Харьковщине закрыли Великобурлукский сырзавод
Еще год назад здесь перестали делать сыр, а с января – всю молочную продукцию. Зато людно теперь на другом конце поселка – в центре занятости. Сюда ежедневно приходят по десять бывших работников завода – становятся на учет.
Технологи, специалисты масловых цехов, сырцехов, слесари, работники холодильних установок – предприятие у нас было большое. Больше 200 человек работающих. Что касается вакансий, сырзавод у нас один, и это специализированное предприятие. Трудоустроить по данным вакансиям на данный момент ми не сможем”, – говорит начальник отдела социальных услуг Великобурлукского центра занятости Людмила Качан.
Люди растеряны: завод и раньше останавливался, но чтобы уволить всех сотрудников – такого не было. Сейчас на производстве осталась лишь горстка специалистов, которые будут поддерживать технику и здание в рабочем состоянии. Остальным в один день указали на дверь.
Уволили работников не по-людски, говорят в поселке. Если бы сократили, должны были предупредить за два месяца и выплатить компенсации. Но всех заставили уйти по соглашению сторон. Бонусов при этом – никаких.
Переезд возле железнодорожной станции ведет напрямую к заводу. Десятки людей, в один день ставшие безработными, готовы были пойти на радикальные меры – перекрыть дорогу и не пропускать поезда. С таким заявлением пошли к руководству, однако там их припугнули. Дескать, дело – уголовное, отвечать придется в суде. Жители рассказывают: несколько дней от бывших заводчан переезд охраняла милиция.
Преграждать дорогу поездам люди не стали. Не рискнули даже выйти с заявлением, что их увольняют незаконно. Боятся: а вдруг назад позовут только тех, кто ушел по-хорошему. Хотя и признаются: то, что производство заработает вновь, сотрудникам не обещали.
Хватаются за голову и в райадминистрации: сырзавод – одно из двух крупных предприятий района. Работать больше негде, разве что переквалифицироваться из технолога в доярку. Как решить вопрос с инвесторами районные власти не знают.
Не хотят общаться на заводе и с журналистами. Директор занят, охранники дальше вертушки не пускают. По поселку уже ползут слухи: производство остановили, чтобы перевезти в Россию. Но закрытый завод – это не только минус 200 рабочих мест. Это и вода – он питает часть поселка, и очистные сооружения, и возможность сдавать молоко жителям окрестных сел. Областные власти, как и районные, общего языка с инвесторами не нашли.
Всего три года назад на производстве работали здесь в три смены. Полтора десятка видов сыров, масло и сухое молоко – этот логотип узнавали далеко за пределами Харьковской области. Большинство продукции отправляли на экспорт. Фильм о заводе тогда снял бывший председатель района Виктор Слыш. В то, что нельзя было договориться с инвесторами, он не верит. Рассказывает: хозяева-то остались прежними. Владельцы – предприниматели из Казахстана. Значит, изменилось отношение власти. Говорит: нужно быть более настойчивыми. В свое время, чтобы поднять производство, не раз оббивал пороги министерства. Пока же этот вопрос глобально не поднимали даже на областном уровне. Десятки специалистов – сыровиков в третьем поколении – остались на улице. Выход у них один: или забывать, как пахнет сыр и идти пахать землю, или ждать, что власти о них все-таки вспомнят.