ТЭС Украины. Без угля, и без денег
В это время премьер-министр страны Арсений Яценюк выражает надежды на приход в ее энергетику иностранных инвесторов.
Компания «Донбассэнерго» вынуждена была остановить в понедельник работу Славянской ТЭС из-за отсутствия средств на закупку угля, говорится в сообщении компании. И в этом она винит украинское государство, которое отказалось платить за поставленную украинским же потребителям электроэнергию. Проблема носит явный политический характер, потому что одна станция «Донбассэнерго» – Старобешевская ТЭС – находится на территории ДНР.
Из-за этого еще 18 февраля Национальная комиссия Украины (осуществляет регулирование в сфере энергетики и коммунальных услуг) своим постановлением прекратила платить «Донбассэнерго».
Государство должно компании 302,8 млн гривен (14,5 млн долларов) за электроэнергию, отпущенную с 18 февраля по 24 марта этого года. «Однако эти деньги на счета компании так и не поступили. Средства должны были пойти на закупку угля и выплату заработной платы энергетикам Славянской ТЭС (Николаевка), которая находится на подконтрольной Украине территории и всю произведенную электроэнергию в полном объеме отпускает в энергосистему страны», – подчеркнули в компании.
При этом общий долг государственной компании «Энергорынок» перед «Донбассэнерго» на данный момент достигает 1,5 млрд гривен (около 72 миллионов долларов по текущему курсу).
Остановка одной ТЭС не является критичной. Однако это первый звоночек больших проблем для всей энергосистемы страны. «Дефицит угля – это проблема общая для всех регионов и генерирующих компаний страны», – говорит Артем Деев из AMarkets. И это доказывает отключение еще одной станции – Змиевской ТЭС в Харьковской области. Она остановила работу в прошедшую пятницу как раз из-за нехватки топлива.
«Работать одним энергоблоком – невыгодно. Поэтому на станции будут накапливать уголь, чтобы его хватило на работу двумя–тремя энергоблоками. Сейчас на подходе составы из 130 вагонов с углем», – объяснили в администрации Харьковской области.
Проблемы с дефицитом мощностей начались еще в феврале – марте из-за нехватки угля, ТЭС переходят на работу одного–двух блоков, говорит член наблюдательного совета Института энергетических стратегий (Украина) Юрий Корольчук. Ситуация до сих пор остается непонятной. Поставки угля из ДНР и ЛНР продолжаются, однако Украина не только не наращивает нужными темпами запасы угля на ТЭС для отопительного сезона, но его не хватает и на текущее потребление. Это показывает остановка двух ТЭС. При этом сейчас летний сезон, когда потребление электроэнергии сезонно снижается, плюс оно упало из-за сокращения промышленного производства в стране.
«Это маячок грядущих больших проблем. Уже почти июнь месяц, а на складах ТЭС нет никаких подвижек. За два месяца запасы угля увеличили всего на 100 тыс. тонн – с 750 до 850 тыс. тонн. А до 1–15 октября, до начала отопительного сезона, на складах должно быть накоплено 3 млн тонн угля, а лучше 4 млн тонн», – говорит украинский эксперт.
Корольчук посчитал: если сохранятся столь медленные темпы заполнения складов, то к зиме удастся запастись в лучшем случае 1,3–1,5 млн тонн угля. Такие же мизерные запасы прошедшей зимой привели к веерным отключениям электроэнергии, а разрушения энергосистемы страны удалось избежать лишь благодаря импорту угля и электроэнергии из России.
Однако надо учитывать еще погодный фактор: зима 2014/2015 годов была очень теплой. Если будущая зима будет холодней, а запасы угля останутся на столь же низком уровне, то проблемы в энергосистеме могут начаться раньше и оказаться более существенными для конечных потребителей – граждан Украины и промпредприятий (которые еще держатся на плаву).
Сейчас, летом, дефицит мощностей составляет 3 ГВт, уже при первых холодах ранней зимой дефицит может вырасти до 6 ГВт, а в зимние морозы – возрасти в разы, говорит Корольчук.
Для конечных потребителей все это грозит новыми веерными отключениями. Их проводят как антикризисные меры, чтобы уберечь всю энергосистему от необратимой катастрофы – полного блэк-аута.
Главная проблема – это резкое двукратное снижение объемов добычи угля. Поэтому даже идущие поставки из Донбасса не спасают ситуацию. Сейчас уже понятно, что без закупки российского угля и готовой электроэнергии Украина не справится в любом случае, что на выходных даже признали в Минэнерго.
«Очень высокую опасность энергетической системе Украины несет сам факт острого дефицита антрацитового угля, используемого в качестве топлива», – говорит Артем Деев. По его оценке, это критически важно для всех ТЭС страны, поскольку компенсировать нехватку более чем в 9 млн тонн за счет импорта будет сложно.
Даже если в России найдутся необходимые объемы угля и электроэнергии для импорта в Украину, серьезным препятствием станут деньги, вернее, их отсутствие. Риск дефолта в Украине в этом году крайне высок. В стране нет денег ни на что. И вряд ли Москва продолжит поставки угля после нескольких месяцев его неоплаты.
Наконец, остановка Славянской ТЭС и других также опасна для энергетики Украины потому, что наблюдается очень большой износ основных мощностей, и дополнительная нагрузка на работоспособную инфраструктуру существенно повышает риски новых аварий, говорит Дмитрий Лепешкин из QB Finance. По его мнению, учащение различных аварий в условиях хронической недоинвестированности отрасли – наиболее вероятный сценарий.
Последняя надежда украинского правительства – на иностранных инвесторов. Кроме распродажи национального достояния Украины – ее черноземных земель, Киев надеется распродать и энергетические объекты.
В утвержденный перечень объектов государственной собственности, которые подлежат приватизации в этом году, вошли, в частности, «Центрэнерго», ряд ТЭЦ и областных энергокомпаний, в том числе «Донбассэнерго» и «ДТЭК Днепрэнерго», «ДТЭК Западэнерго» и «ДТЭК Донецкэнерго».
«Премьер-министр Украины Арсений Яценюк призвал американских партнеров активно использовать инвестиционные возможности, которые открывает приватизационная кампания на Украине, в частности в энергетическом секторе», – говорится в сообщении по итогам встречи Яценюка с сопредседателем группы дружбы с Украиной в сенате США сенатором Ричардом Дурбином.
Ранее Яценюк уже не раз выступал, просив инвесторов вкладывать деньги в украинскую экономику. Между тем главное условие для появления инвесторов – это политическая, военная и экономическая стабильность. А этого в нашей стране, увы, нет. Общий долг Украины перед кредиторами оценивается в 50 миллиардов долларов, в 2014 году он составлял 71% ВВП, а в 2015 году, по прогнозам Нацбанка Украины, достигнет 93% ВВП.
При этом денег, чтобы платить по счетам, нет. В стране растет безработица, национальная валюта за год подешевела более чем в три раза. Около 70% жителей Украины в ходе опроса заявили о неудовлетворенности своей жизнью, отметив, что события в стране развиваются «не в том направлении».
В условиях сложной экономической преддефолтной ситуации приход иностранных инвесторов маловероятен, уверен Корольчук. «Большинство объектов энергетической инфраструктуры Украины находятся в плачевном состоянии и требуют огромных капиталовложений, экономика страны находится в депрессивном состоянии. Призывы премьер-министра Украины – это стандартные политические спекуляции, не имеющие под собой никакой бизнес-логики», – согласен Лепешкин.
«В любом случае реальных денег за эти активы сейчас выручить не получится. Главное, чтобы эта приватизация не превратилась в кровавую», – отмечает Корольчук. Что касается активов частной ДТЭК Рината Ахметова, то здесь речь может идти о переделе собственности. Бизнесом олигарха интересуются люди, близкие к Порошенко, добавляет он.
Единственный способ спасти энергетическую систему Украины от отключений – это нарастить добычу угля, а для этого создать условия для восстановления угольной промышленности в стране, считает Деев.
В прошлом году Киев обеспечил себе еще большую зависимость от импорта из России: раньше благополучие страны зависело только от импорта российского газа, а теперь и от импорта угля и электроэнергии.
По материалам: Взгляд
Подготовила Елена Друбич