Топ-5 нарушений, которые банки допускают при выдаче потребкредитов
В июне исполнится ровно год, как вступил в силу Закон «О потребительском кредитовании». В свое время документ наделал много шума. Банкиры обещали, что процесс выдачи кредитов населению станет более прозрачным. Клиенты будут одалживать деньги с «открытыми глазами»: мол, каждый сможет узнать – какова реальная ставка по кредиту и во сколько обойдется использование заемных денег.
Сейчас это особенно важно, ведь украинцы массово берут кредиты. Только за прошлый год объем потребительских займов, которые выдали банки, увеличился более чем на 40%. В этом году рост может быть еще больше.
Увы, кредиторы не сдержали обещания. Большинство банков проигнорировало требования закона и не торопится раскрывать ни реальную стоимость, ни условия выдачи займов. Наказывать их за это никто не собирается.
Чаще всего заемщики присматривают банк на основании рекламы кредиторов. Поэтому закон установил четкие правила подачи такой информации. Например, документ запретил рекламировать кредиты под 0%, которые так любят нахваливать банки. Тем не менее, по данным USAID, в каждом 10-ом рекламном материале этот запрет не соблюдался.
Закон также требует, чтоб кредиторы указывали реальную процентную ставку, максимальную сумму и срок кредита, если финучреждение упоминает в рекламе условия займа. Но в 82% таких материалов не хватает как минимум одного обязательного «элемента».
Один из наглядных примеров – реклама «зеленых кредитов» на сайте Ощадбанка. «Она нарушает закон, потому что в ней указана только процентная ставка по кредиту (19,5%) и комиссия за выдачу кредита (2,99%), но отсутствуют сведения о реальной процентной ставке по кредиту, которая должна показывать все затраты заемщика при погашении кредита в пересчете на годовые проценты», – объясняет юрист Александр Ярецкий на ресурсе minfin.com.ua. По его подсчетам, реальная ставка по займам Ощада должна составить около 23% годовых.
ПриватБанк пошел еще дальше и совсем не указывает годовую ставку. «Он просто сообщает клиенту его ежемесячные затраты на погашение кредита, что также является нарушением закона», – констатирует Ярецкий. И такими «болезнями» грешат не только госбанки.
Паспорт потребительского кредита – главное нововведение закона. Банки обязаны предоставлять этот документ клиентам. Ведь именно в паспорте должна быть прописана вся основная информация о займе.
Однако на практике паспорт приходится буквально «выбивать» из кредиторов. Так, по данным USAID, на этапе первичной консультации паспорта выдаются лишь в 15% случаев. У финучреждений есть лазейка. В законе говорится, что банки должны предоставить клиенту паспорт до подписания им договора. И финучреждения трактуют эту норму по своему.
Еще почти в половине кредитных договоров указывается, что кредитор имеет право изменять условия в одностороннем порядке. А это уже нарушает Закон «О потребительском кредитовании».
Подготовил Александр Легезин