Актеры за стеклянными витринами
В конце марта традиционно отмечают Международный день кукольника. Говоря об этом, просто невозможно обойти стороной Харьковский государственный академический театр кукол им. В. А. Афанасьева. Здесь куклы не только актеры, но и полноправные хозяева, ведь именно они — каждая в свое время — творили историю театра. А секреты своей «карьеры» куклы хранят в Музее театра.
Как рассказал «Харьковским известиям» заведующий литературно-драматургической частью театра Александр Стогний, полное преображение музея заняло больше пяти лет.
«У нас родилась идея не просто показывать куклы, но и с помощью них же рассказать об истории развития театра от античности до наших дней, учитывая то, что у нас достаточно для этого материала. Книг, которые бы рассказывали об истории кукол, мало, мы же решили восполнить этот пробел визуально. Харьковский музей театральных кукол — старейший в Украине, а по богатству собранных и хранящихся в его архивах экспозиционных материалов на всей территории постсоветского пространства уступает разве что Музею театральных кукол при Государственном центральном театре кукол им. С. Образцова в Москве. Но, какие бы ни были богатые экспозиции в Москве, по подаче и по уровню на сегодняшний день наш музей уникальный», — рассказал нам А. Стогний.
Сегодня в музее работают три зала. Традиционно экскурсии начинаются с третьего зала. Здесь зритель может узнать об истории искусства играющих кукол. Во втором зале собраны материалы о современном европейском театре и о людях, которые сыграли роль в создании харьковского театра. Экспозиция первого зала посвящена непосредственно истории нашего театра.
Архив театра собирался с 50‑х годов прошлого столетия. В музее хранятся как копии знаменитых кукольных персонажей, так и оригинальные куклы, созданные и подаренные театру известными кукольниками.
Так, например, история кукол начинается с копии (новодела) древнегреческой марионетки, оригинал которой был выкопан в Керчи. Здесь есть и маленький экземпляр другой, уже более поздней, марионетки — копия огромных металлических итальянских марионеток, которые достигали до четырех метров в высоту. Одной такой куклой управляли 6–7 человек.
Из оригинальных — самые старейшие жители музея — куклы одних из первых советских кукольников Ивана Ефимова и его жены художницы Нины Симанович-Ефимовой, вырезанные из дерева в 1918 году.
Или же куклы — подарки советского актера, режиссера кукольного театра Сергея Образцова.
Последний подарок, который был привезен из Московского театра кукол — стражник из спектакля «Дракон», который поставил сам С. Образцов.
Почетное место в музее занимают наши земляки — куклы, которые создавались специально для Харьковского театра. Все они «появляются на свет» в цехе театра, где работают несколько подразделений, которые занимаются тем, что создают кукол, раскрашивают их, механизируют, декорируют и одевают.
Жители музея
Каждая кукла в музее театра по-своему уникальна, имеет свою историю создания и, так сказать, собственную «актерскую карьеру».
Например, куклы — работы кукольников Ефимовых. Одна из них — пионерка Нюра. Когда только зарождалась пионерия, Ефимовы выступали с этой куклой перед ребятами, разыгрывая небольшие представления. А затем дети, вступавшие в пионеры, приносили присягу Нюре, как настоящему человеку.
Еще один уникальный житель музея — кукла-бобер, придуманная Екатериной Беклешовой. Это мимирующая кукла, она может все: улыбаться, подмигивать, пригорюниваться, хмуриться, таращить глаза, морщить нос.
Здесь есть и знаменитые персонажи чехословацкого театра кукол — Спейбл и Гурвинек, которые в 40‑е годы прошлого столетия были заточены в сейфе гестапо. А за головы их создателя Йозефа Скупа была назначена немалая награда. Спейбл и Гурвинек высмеивали все негативные явления общества того времени, работая по принципу: утром о событии писали в газетах, а вечером его уже высмеивали на сцене.
За стеклом экспозиционных шкафов живет мальчик Пуукти из Японии, который когда-то объездил весь мир, собирая подписи за уничтожение ядерного оружия. По соседству с ним — деревянный мальчик Цэндэрикэ (просим заметить, не Буратино и не Пиноккио), подаренный румынской кукольницей Маргарэттой Никулеску, которая возглавляла Международную организацию деятелей театра кукол.
Но самым узнаваемым и одним из самых популярных героев, скажем так, отечественного кукольного театра был Петрушка. У нашего национального героя есть прародители в других странах, вместе собрать которые удалось Харьковскому музею театральных кукол.
Прототип Петрушки зародился еще во времена Древнего Рима — балагур Маккус, с длинным горбатым носом, с невероятными шутками, с огромной палкой, которой он бил всех подряд и позволял себе вещи, которые были принципиально недопустимы. Но Маккус своими колючими и резкими шутками зацепил честь императора, который и приказал стереть неугодного балагура с лица земли.
А возродился он в эпоху Возрождения в образе итальянского Пульчинеллы, затем французского Полишинеля (позже Гиньоля), немецкого Кашпера и английского Панча и многих других.
В свое время, когда эти куклы своими историями, характерами и приключениями покоряли сердца зрителей, собрать их вместе было проблематично. Теперь же все они хранятся в Харькове.
Есть в музее и классический Петрушка — петрушечная кукла, надеваемая на руку. Пальцы вставляются в голову и в руки куклы. Горбатый, длинноносый, в смешном колпаке с бубенчиком Петрушка побеждает во всех жизненных обстоятельствах и принципиально не вписывается ни в какие социальные рамки.
Достояние театра кукол
Сегодня в музее хранятся более 11 тысяч различных экспонатов, и в основном это не куклы. Многие экспонаты (афиши, макеты, сувениры, театральные программы и фотографии) рассказывают о людях, которые в свое время соприкасались с волшебным миром кукольного театра.
Но традиционно больше всего посетителей музея интересуют именно куклы — главные актеры театра. Часть из них были привезены из-за границы (США, Канады, Германии, Франции, Бельгии, Польши, Румынии, Болгарии, Таиланда, России и других стран), другая часть — это куклы, выступавшие непосредственно на сцене Харьковского театра.
«Наш театр славится еще тем, что он единственный в Украине, у которого настолько развернутый и большой репертуар для взрослого зрителя — 11 спектаклей, — подчеркивает А. Стогний. — Началось все с «Чертовой мельницы», которая была поставлена в 1955 году Виктором Афанасьевым. Один из жителей музея — черт Люциус. В одной из сцен спектакля он курит — у всех на глазах достает пачку сигарет, берет одну сигарету, вставляет в рот, потом достает спичку зажигает ее о бортик, подносит и закуривает. Эта сцена ведется пятью актерами. Одному необходимо быстренько вложить в руку черта пачку, второму достать сигарету, третьему — спичку. Затем актер вставляет спичку, в специальный приклеенный серничок, пятый же через трубочку раскуривает сигарету, и появляется дым».
Есть здесь и куклы, задействованные в спектаклях, которые уже не ставятся на сцене театра — это герои И. Ильфа и Е. Петрова из «12 стульев», Шерлок Холмс и доктор Ватсон из скетча, написанного харьковскими авторами в 80‑е годы. Причем, стоит отметить, что знаменитый сыщик и его помощник — портретные куклы, копирующие внешность актеров, которые их играют. Каждый раз выход актеров после спектакля к зрителям производил интересный эффект, ведь куклы и актеры были внешне идентичны друг другу.
Действовал в этом скетче и сам знаменитый агент Джеймс Бонд, который, как полагается любому актеру, имел своих «дублеров» — кукол, исполнявших различные трюки на определенных этапах представления.
«Существует примета, что у каждой куклы должен быть только один хозяин и трогать чужую куклу нельзя, — рассказал Александр Стогний. — Но, тем не менее, у нас есть спектакли, которые идут на сцене не один десяток лет и, естественно, актеры меняются. Куклы передаются из рук в руки в прямом смысле этого слова, — поэтапно: для начала мастер дает новому актеру просто водить куклу, затем допускает до отдельных сцен и только потом передает полностью».
Несколько тряпочек, две пуговки, кусок проволочки, немного папье‑маше — составляет ли кукла материальную ценность? Наверное, да. Эти куклы бесценны для театра и его истории. Попадая в Музей театра, куклы получают билет в один конец. Но, чтобы попасть за стеклянную витрину, нужно иметь достойную историю.
Идея создания Музея театральных кукол родилась в 1952 году, когда театр впервые получил помещение на ул. Красина, 3. Но открыт был музей лишь в 1954 году, опираясь на решение УНИМА. Тогда это была лишь небольшая выставка кукол из спектаклей театра.
В 1968 году Харьковский театр кукол получил новое здание, в котором расположен и сегодня (пл. Конституции, 24). Всего за несколько лет работы третий этаж здания, где расположился музей, превратился в богатейший уникальными экспонатами и раритетами музей театральных кукол. Расцвет экспозиции музея стал возможен благодаря организации советской секции УНИМА, в которой ведущие должности занимал Виктор Афанасьев.
В 2002 году прошла глобальная смена всего экспозиционного оборудования. А с 2005 по 2009 год в музее проводились реэкспозиционные работы.