Игорь Райнин: Мы не сидим в ожидании того, что все наши проблемы решат в Киеве

23.10.2015 15:46   -
Автор:

База для машиностроения: госзаказы, новые рынки, энергоэффективность

— Игорь Львович, с вашей подачи Кабинет Министров Украины решил разрабатывать национальную программу развития машиностроения. Расскажите, что это даст Харьковской области?
— Инициатива разработки национальной программы развития машиностроения — в первую очередь для восточных областей страны — действительно принадлежит Харьковской области. Из чего я исходил, когда выдвигал соответствующее предложение на заседании Кабинета Министров. Первое. Харьков — индустриальный город. В нашем регионе работают более 600 промышленных предприятий. Поэтому для того, чтобы Харьковская область и областной центр могли развиваться, нужна понятная, внятная индустриальная политика. Второе — с 2010 года на уровне страны вообще отсутствуют программы развития машиностроительного комплекса.
Я очень четко обозначил на Кабинете Министров, зачем необходима программа. Для того чтобы появились рабочие места и люди получали нормальную зарплату, необходимо загрузить предприятия заказами — в том числе заказами на внутреннем рынке страны, заказами госкомпаний. Для этого необходима государственная позиция. Кроме того, здесь есть немало других проблемных моментов. В том числе переориентация рынков сбыта, внедрение современных технологий на производстве, модернизация мощностей и повышение энергоэффективности. Чтобы решить эти проблемные моменты, необходимо подходить к вопросу комплексно и системно.
Так что здесь не нужна программа ради программы — стопка бумаги для отчетности. Нужен конкретный алгоритм действий, нацеленный на результат. На сегодня Кабинетом Министров по поручению Президента Украины даны поручения Министерству экономики по разработке программы развития машиностроения. Областные администрации также подключились к ее созданию, и Харьковская область является лидером этого процесса — мы свои предложения уже высказали.

Договора на сотни миллионов на инвестфоруме

— Если говорить подробней о переориентации рынков сбыта. Делает ли что¬либо руководство области для решения этого ключевого вопроса, пока национальная программа развития машиностроения только разрабатывается?
— Безусловно. Мы не сидим в ожидании того, что все наши проблемы решат в Киеве. Мы проявляем инициативу и действуем уже сейчас. Так, очень большие надежды мы возлагаем на международное сотрудничество. Харьковская область провела за сентябрь — октябрь два крупнейших для Украины форума. В начале сентября — экономический форум «Инновации. Инвестиции. Харьковские инициативы!», а буквально на минувших выходных завершился форум для фермеров и агропроизводителей «Агропорт¬2015». На обоих мероприятиях было серьезное международное представительство.
Если говорить об экономическом форуме, то на него приехали 17 делегаций из различных стран мира. В том числе посол США и американская делегация, посол Канады и канадская делегация, поcол Голландии. На этом форуме мы подписали договора с двумя торговыми палатами — США и Канады, а двумя днями ранее — с Торговой палатой Австралии. Кроме того — и это редкость для подобных мероприятий — в ходе форума были подписаны конкретные договора. Если брать сферу промышленности, то это, к примеру, договора предприятия «Турбоатом» — больше, чем на 200 млн долларов. Также мы договорились о серьезном расширении сотрудничества с нашим стратегическим партнером, американской компанией Babcock&Wilcox, которая занимается повышением энергоэффективности производства. Если изначально мы вели с ними разговор о строительстве за счет инвестора двух энергоэффективных и экологичных мини¬ТЭЦ в городе Купянске, то сейчас договоренности есть уже относительно 47 мини¬ТЭЦ в 10 районах Харьковской области.

Результаты работы офиса в Вашингтоне — в ближайший месяц

— Но проведение форумов — безусловно, не единственное направление нашей работы. Мы разговаривали с районными руководителями, с руководителями предприятий и организаций, и именно в кругу такого общения определилась проблема, которую необходимо было решить: в принципе на международной арене было некому лоббировать интересы отдельно взятого харьковского региона. Мы долго обсуждали, каким образом эту ситуацию поправить и нашли путь. В конце сентября мы открыли офис Харьковской области в Вашингтоне. Это не фантом, это реальный офис, где работают 7 человек. Все они — американцы, которым небезразлична нынешняя ситуация в Украине, часть из них работает в Фонде «Украина — США», и они, безусловно, будут нам помогать. Задача, которая стоит перед сотрудниками офиса, — это не только продвижение продукции наших предприятий на американский рынок. Речь идет о том, чтобы, используя возможности американского рынка, выйти на европейские и третьи страны. Я убежден, что уже через месяц — полтора мы увидим конкретные результаты работы Офиса, конкретные договора для предприятий Харьковской области. А это стабильное развитие, зарплаты и все, что с этим связано.
Так что просто так ничего не бывает. Чтобы получить результат, для начала нужно создать базу и правильно ею воспользоваться.

11 км «Чугуев — Меловое» уже с новым асфальтом

— Создание базы — это очень правильный подход. Но многие люди хотят видеть результат уже сейчас. Что¬то, что можно потрогать руками. В связи с этим вопрос. Что в этом году сделано в Харьковской области из «материального» — взять хотя бы ремонт дорог?
— Для проведения ремонта дорог, между прочим, нам точно так же пришлось создавать базу. Сейчас объясню почему. Когда я приехал работать в Харьковскую область в феврале 2015 года, одним из первых, инициированных мною решений, стала смена руководства Службы автомобильных дорог в Харьковской области и облавтодора. Я крайне негативно отношусь к тому, что происходило в области на протяжении последних пяти лет в отношении ремонта дорог. Таких дорог не должно быть, и здесь не может быть отговорок, что во всей Украине не самые лучшие дороги. Мы говорим исключительно о Харьковской области.
Представьте себе, что в феврале 2015 го по ряду дорог даже при желании и при наличии средств невозможно было начать ремонт. Даже технические советы «Укравтодора» не были пройдены. Из 12 асфальтных заводов, которые находятся на балансе службы автомобильных дорог, не работал ни один. Поэтому мы срочно начали выявлять те дороги, которые фактически уже были не проездными: через город Изюм, «Чугуев — Меловое», еще масса дорог в различных районах области. Все свои усилия мы бросили на эти участки — при абсолютном отсутствии финансирования из государственного бюджета.
Результат уже «материален», как вы сказали. Его может увидеть каждый. Так, если говорить о дороге «Чугуев — Меловое», 11 км уже заасфальтировано, и мы будем двигаться дальше. До 10 ноября самые не проездные участки этой дороги будут приведены в идеальное состояние, на остальных проведем качественный ямочный ремонт. В следующем году мы продолжим работы, а их качественный уровень будет зависеть от объема финансирования со стороны государственного бюджета.
По другим дорогам — мы приводим в нормальный вид основные магистрали: например, Харьков — Киев на территории Харьковской области, поддерживаем остальные дороги в нормальном рабочем состоянии. В этом году мы привели в порядок дороги в Зачепиловском, Краснокутском, Коломакском и ряде других районов области — дороги, которые не ремонтировались десятилетиями. Убежден, что мы добьемся того, что в течение 2–2,5 лет дороги Харьковской области приобретут принципиально иной вид.

22 «скорых» вместо 20

— И если говорить еще о «материальном», то 80 млн гривен в этом году мы направили на здравоохранение. Это максимальная сумма за всю историю областного бюджета. Закуплено медицинское оборудование — в основном для областных больниц, которые оказывают различные услуги: это и онкологический диспансер, и сама областная больница с большим количеством отделений, и инфекционная больница, детская областная больница. Мы очень серьезно укрепились оборудованием, закупили 22 автомобиля «скорой помощи». Между прочим, в бюджете средства были заложены на 20, но мы настолько честно и прозрачно провели тендер, что смогли сэкономить — причем такую сумму, которой хватило на еще 2 «скорые». Харьковская область — один из четырех регионов Украины, который в этом году закупил школьные автобусы. Причем мы тоже закладывали средства на 10 автобусов, а смогли купить 11. Всем руководителям, кто работает со мной, я ставлю такие задачи: средства нужно экономить, это деньги налогоплательщиков и они должны работать на людей.