Правительство приняло Госстандарт начального образования, что определяет почему учить детей в начальной школе с 1 сентября 2018
«Именно в этом документе заложено ключевые элементы – требования к обязательным результатам обучения и компетенций соискателей образования – определяющие содержание образования в начальной школе. Именно здесь заложено, что именно ребенок должен знать, уметь, понимать после завершения четырех первых классов », – рассказала Лилия Гриневич, министр образования и науки.
Она пояснила, что работа над стандартом длилась 2 года. При этом был использован опыт 7 стран – Финляндии, Сингапура, Ирландии, Шотландии, Франции, Канады и Польши.
«Вместе с тем мы основываться на лучших практиках украинской школы», – добавила министр.
В стандарте определены общие и обязательные результаты обучения по 9 отраслям: культурно-литературной, математической, естественной, технологической, информативной, социальной и здоровьязбережувальною, физкультурной, гражданской и исторической, художественной.
Обязательные результаты показывают, что ребенок должен уметь, знать, понимать после каждого из 2 циклов обучения в начальной школе. То есть после 2-го и 4-го класса. Мировой опыт свидетельствует, что ребенок в раннем возрасте развивается скачкообразно, учитывая это и предусмотрено отдельные требования именно после таких циклов обучения. Ведь ребенок во время обучения на первом цикле начальной школы и втором имеет различные особенности развитую, восприятия информации и тому подобное.
Чтобы показать разницу между общими и обязательными результатами обучения, Лилия Гриневич продемонстрировала заложенные в стандарт положения, должны развивать академическую добродетель у детей.
«Сейчас мы сетуем на проблемы с академической добродетелью в высшем образовании. Однако, если мы не будем закладывать основы уважения к интеллектуальной собственности в школе, решить этот вопрос в высшем образовании не удастся. Если мы пропагандируем в школе восприятия списывания как помощи, а не кражи, мы не можем ожидать других результатов. Поэтому посмотрите, в этом стандарте заложены общий результат обучения «Соблюдение норм правового взаимодействия». В обязательных результатах обучения это расшивается в конкретные требования. Так, после 2-го класса ребенок должен «определять авторство своих работ. Проявлять уважение к авторству других лиц ». А после 4-го класса ребенок должен уметь соблюдать элементарные правила использования собственных и чужих произведений », – сообщила Лилия Гриневич.
Она пояснила, что подробнее реализация обязательных результатов обучения будет выписана в типичной программе.
Например, обязательный результат обучения «Осуществляет вычисления удобным для себя способом в учебных ситуациях, в частности во время игры» будет выражаться в следующих ожидаемых результатах:
•∙оперирует числами в пределах 100, решая различные жизненные проблемы (ищет номер квартиры (дома), места в кинотеатре, в вагоне поезда, автобусе, самолете, номер кабинета в различных учреждениях, номер телефона и т.д.);
•∙вычисляет сумму (добавляет), разницу (отнимает), произведение (умножает), часть (делит удобным для себя способом в пределах 100, в том числе пользуясь предметами или средствами, их заменяющих);
•∙находит значение математических выражений;
•∙вычисляет значения выражений с переменной;
•∙применяет различные способы выполнения арифметических действий с числами (сложение, вычитание, умножение, деление) при решении задач и конкретных жизненных проблем, описанных в математических задачах.
Отдельно Министр отметила, что вместе со стандартом принимаются 4 базовые учебные планы. В частности, в них заложено увеличение объема изучения украинского языка в школах национальных меньшинств.
«Также очень важно понимать последовательность государственных стандартов. По ГОСТ начального образования первоклассники начнут учиться с 1 сентября 2018 года. Стандарт базовой школы должна стартовать с 1 сентября 2022 года, а стандарт старшей школы – с 1 сентября 2027 », – напомнила министр.
Она также подчеркнула, что эта реформа образования качественно отличается от предыдущих попыток реформирования тем, что государство закладывает реальные предпосылки изменений.
Речь идет о масштабном повышения квалификации учителей, предусматривает обучение всех педагогов, которые будут первые классы с 1 сентября 2018 ( https://mon.gov.ua/ua/news/pidvishennya-kvalifikaciyi-vchiteliv-pochatkovoyi-shkoli-hto-sho-koli-yak ).
Также впервые реформа поддержана значительным финансовым ресурсом для старта: предусмотрено 998 700 000 грн. на обеспечение учащихся начальных классов учебными средствами и мобильными мебелью, 163818000 – на приобретение техники для начальной школы, 386500000 – повышение квалификации учителей, 48349000 – на учебно-методическую литературу для начальных классов и 272 382 000 грн – на учебники для 1-го класса. Вместе это составляет 1 млрд 869 млн 812 тыс. Гривен.
«Все деньги на материально-техническое обеспечение пойдут на места. И на этом этапе очень важно, чтобы была продуктивное сотрудничество и партнерство между органами местного самоуправления и МОН. Мы со своей стороны дадим рекомендации по оборудованию – либо характеристикам оно должно обладать, какие функции выполнять. Ведь мы не можем позволить, чтобы такие значительные государственные средства использовались на закупку старого оборудования, которое в некоторых производителей стоит на складе, и они просто заинтересованы его сбыть », – подчеркнула Лилия Гриневич.
Необходимая предпосылка изменений – повышение социального статуса учителя. В прошлом году Правительство подняло заработную плату педагогам на 50%. Впервые за очень большой промежуток времени был поднят заработную плату учителям на 2 разряда вверх тарифной сеткой. В этом году также произошло повышение зарплаты на 25%.
«Однако пока остается много злоупотреблений вокруг этой темы. Некоторые органы местного самоуправления занижают надбавки, а некоторые даже заставляют идти учителей в принудительные отпуска. Сейчас мы изучаем детали этого дела и употреблять соответствующие меры », – отметила Лилия Гриневич.
Она также напомнила, что принятый Правительством Госстандарт течение этого учебного года пилотируемый в 100 школах Украины. Это помогло учесть отдельные замечания учителей-практиков.
Ранее, во время рабочей поездки в Кировоградскую, Лилия Гриневич отметила, что «100 пилотных школ Нуш – это опора для реформы общего среднего образования, как и 1 млрд 870 млн грн, которые государство вложит в ее старт».
Подготовил Александр Легезин