Трансформация здравоохранения: чего ждать медикам
За последние годы число врачей, работающих в государственных и частных учреждениях здравоохранения, несколько увеличилось (с 185 945 в 2014 году до 186 178 в 2017 году). Похожая ситуация наблюдается в медучреждениях, подчиненных МОЗ Украины. То есть о тотальная нехватка кадров не идет.
Главная задача на сегодня – обеспечить качественную медицинскую помощь на всех уровнях и достойную зарплату медикам. Именно поэтому Минздрав Украины внедряет системные изменения в здравоохранении. Прежде всего речь идет о реформе финансирования: уже в этом году учреждения первичной медпомощи, которые автономизируются и войдут в реформу, смогут получать прямое финансирование от государства через НСЗУ за каждого пациента и свободно распоряжаться средствами. Это означает, что тарифные сетки заработной платы для медиков будут отменены: заведения получают возможность самостоятельно определять размер выплат и достойно мотивировать врачей. Реформирование модели финансирования медицинских учреждений специализированной и высокоспециализированной помощи начнется в следующем году.
Качество медпомощи неразрывно связана с качеством образования медиков. Уже с этого года возможность стать медиком получат только самые мотивированные абитуриенты: МЗ вместе с МОН вводят пороговый проходной балл для медицинских специальностей на уровне 150 баллов ВНО по профильным предметам. В этом году также будет проведено международное мониторинговое оценивания качества высшего медицинского образования, которое поможет определить и постепенно решить проблемные моменты в подготовке медиков.
С 2019 для студентов-медиков, которые получают степень магистра, начинаются важные изменения – свои знания и навыки они будут подтверждать составлением Единого государственного квалификационного экзамена. Он будет состоять из четырех компонентов:
Интегрированный тестовый экзамен «КРОК»;
Объективный структурированный практический (клинический) экзамен, который проверяет практические навыки выпускника;
Международный экзамен по основам медицины;
Экзамен по английскому языку профессионального направления.
Успешное прохождение всех этапов экзамена подтвердит, что студенты медицинских вузов получили комплексную подготовку и готовы продолжать учиться в интернатуре.
Введение такого экзамена позволяет нам впервые за годы независимости создать комплексный подход к оценке знаний будущих врачей.
Системные изменения постепенно внедряются и в ежедневную работу медиков. В марте МЗ отменило морально устаревшие формы первичной учетной документации, чтобы высвободить драгоценное лекарственное время на помощь пациентам и профессиональное развитие.
Минздрав также меняет подход к профессиональному развитию специалистов в сфере здравоохранения – врачи совершенствовать свои компетентности в непрерывном режиме. Это означает, что уже в этом году официально признаваться знания и навыки, полученные во время участия в различных тренингах, стажировках, дистанционных курсах, а не только в учреждениях образования. И теперь результаты участия врачей в профессиональных совещаниях, семинарах, научно-практических конференциях, симпозиумах, съездах, выставках, в симуляционных тренингах, мастер-классах, курсах по овладению практическими навыками, стажировки в клиниках других стран, дистанционное обучение, в том числе электронное через профессиональные интернет-ресурсы, отныне будут учитываться при проведении аттестации, согласно утвержденным МЗ критериев. За каждый формат получения знаний будут начисляться баллы, которые потом будет рассматривать аттестационная комиссия. Сейчас Минздрав разрабатывает критерии начисления баллов за участие в различных мероприятиях в системе непрерывного развития.
Большинство из этих начинаний – первые реальные шаги, которые помогут медикам получить больше мотивации к обучению и саморазвитию, построения доверительных отношений с пациентами, а пациентам – качественные медицинские услуги.
Подготовил Александр Легезин