Учеба дома – газета «Харьковские известия»

16.04.2020 03:27   -
Автор:
Немало школьников эти задания игнорируют или выполняют как попало. Для них карантин, по сути, превратился в затяжные каникулы. Родители переживают, удастся ли детям в итоге освоить учебную программу. Это может стать настоящей проблемой, в частности для учеников выпускных классов, которым нужно готовиться к ВНО и поступлению в вузы. Тем более что многие репетиторы тоже ушли на карантин, а те, кто работает, подняли цены.
В родительских группах в соцсетях — настоящая паника. Украинцы волнуются, что дети попросту не освоят весь материал и останутся неучами.
«У нас скидывают в «Вайбер», что делать, и домашнее задание, — и делай как хочешь. Но это цветочки. Установлены сроки отправки материала, если не уложились по времени — оценка меньше на один балл, или вообще грозятся, что поставят единицу. Есть у кого-то такое? Не перегибают ли палку ли учителя?» — написала в группе «Батьки SOS» в Facebook жительница Харьковской области Татьяна.
Некоторые родители, наоборот, не нарадуются дистанционке. «У нас идет полноценный учебный процесс. Учителя ведут видеоуроки, тут же онлайн-тестирование для закрепления темы. Даже больше спрашивать стали, и результат лучше, ведь ни у кого не спишешь», — отмечает мама восьмиклассника Аркадия из Днепра. Но подобных отзывов не так много. Свой список претензий есть и у преподавателей. Как организовать дистанционное обучение школам, толком так и не объяснили. В итоге выкручиваются кто как может.
ИНСТРУКЦИЙ НЕТ
Минобразования выпустило рекомендации по «удаленному» режиму работы школ. Учебные заведения самостоятельно решают, как им взаимодействовать с учениками во время карантина. В основном Министерство советует внедрять дистанционные технологии, с помощью которых можно проводить занятия и онлайн-курсы. По состоянию на начало 2020 года из 15,2 тысячи учебных заведений только около 100 могут предоставить ученикам услуги дистанционного образования, пишут «Вести».
При этом по территории страны они распределены неравномерно: в Донецкой области таких школ 69, а вот в Кировоградской — всего одна. Поэтому учителя и директоры школ разрабатывают собственные алгоритмы работы с учениками. Как рассказала преподавательница НТУУ «КПИ» и автор онлайн-курсов по украинскому языку и литературе Ирина Побидаш, учитель в вынужденном карантине пытается заново найти способ достучаться до школьников.
— В нынешних условиях — это, конечно, сложно. Но я знаю, что многие киевские школы нашли выход. Учителя устраивают видеоконференции с учениками и родителями, систематически отправляют задания, видеоуроки, материалы на почту. Проверяют и даже ставят оценки. Да, такой резкий переход был настоящим вызовом для школ, но в Киеве эту систему смогли хоть как-то наладить, — заявила она.
При этом сейчас преподавателям необходимо будет и самим изучить, как работает та или иная платформа или программа. В МОЗ пока не подготовили более детальную инструкцию для проведения видеоуроков в онлайн-режиме. Учителя, например, не знают, сколько времени должны длиться уроки через видеосвязь и проводят их стандартно по 45 минут. Но эксперты утверждают, что онлайн-уроки должны быть намного короче — 20–30 минут максимум. У учителя нет возможности провести интерактивную либо парную работу, поэтому они могут только начитывать материал и давать задания на самостоятельное обучение.
Пока в мире нет стран, в которых ученики полностью перешли на удаленную учебу. В половине стран Евросоюза она запрещена. В США на домашнем обучении находятся 2,5 млн детей — около 4 % всех школьников. Но за последнее время Минобразования разных стран начали активно работать над внедрением онлайн-программ. Например, в Германии сейчас запустили «Школу на дому» — этот проект похож на украинскую инициативу «Школа онлайн». Его транслирует общественно-правовой телеканал ARD в сотрудничестве с баварским Минобразования, чтобы частично заменить посещение школы.
В регионах, особенно в маленьких городках и поселках, к дистанционному обучению не привыкли, для учителей и школьников — все было в новинку.
Особенно сложно сельским школам, где даже не все учителя и школьники имеют современные гаджеты с доступом в интернет. Да и во многих городских семьях есть проблемы с техникой — на единственный компьютер претендуют несколько школьников и работающие на «удаленке» родители. Поэтому приходится составлять график работы за компьютером.
Многие школы с учетом всех этих проблем (а иногда и из-за банальной лени) ограничились выданными списками тем для самостоятельного освоения.
— К сожалению, наша система образования еще не до конца готова внедрять дистанционное обучение, поэтому большинство учителей высылают просто перечень заданий, чем, будем откровенны, раздражают родителей, так как, если задания сложные, они сами не всегда могут помочь детям. Некоторые учителя проверяют, как идет выполнение заданий, и корректируют ошибки. Есть творческие педагоги, которые выкладываются по полной: создают видеоуроки, проводят онлайн-конференции, держат прямую ежедневную связь с учениками. Ведь в дистанционной форме важной является систематичность занятий. И такие педагоги работают сейчас намного больше, чем в обычном режиме в школе, — подытожила аналитик аналитического центра Ассоциации городов Украины Людмила Мозговая.
По ее словам, Украина сейчас оказалась в некоем образовательном эксперименте. «После окончания карантина нужно сделать выводы. Нам еще нужно серьезно поработать над нормативным полем по дистанционному образованию и его смысловым наполнением», — добавила Мозговая.
ХАРЬКОВ: ПРОЦЕСС НАЛАЖЕН
Как рассказала «Харьковским известиям» директор Департамента образования ХГС Ольга Деменко, в школах Харькова не прерывался образовательный процесс: «Благодаря различным технологиям, мы смогли наладить дистанционное обучение учеников 1—11-х классов. При этом одной из главных задач учебных заведений во время карантина была организация образовательного процесса дистанционно с возможностью именно обратной связи с учеником. Онлайн-обучение потребовало от всех — учеников, учителей и даже родителей — освоить новые навыки и умения. Пользование теми же онлайн-платформами».
По словам Ольги Деменко, внедрение элементов дистанционного обучения имеет определенные особенности. «Во-первых, необходимо соответствующее ресурсное и материально-техническое оснащение организации образовательного процесса с элементами дистанционного образования. Во-вторых необходимо наладить систему учета и контроля со стороны администраций школ за работой педагогических работников в дистанционном режиме. Потому что нагрузка на учителей возросла, в том числе и в плане применения новых технологий. В целом необходим высокий уровень сознательности и дисциплины всех участников образовательного процесса, — подчеркнула директор Департамента образования. — Что же касается родителей, то, как правило, они с пониманием относятся к сегодняшней ситуации и дистанционному обучению. Хочу успокоить родителей, в связи с общенациональным карантином Министерство образования и науки разработало два сценария окончания учебного года, и ни в одном из них речь не идет о том, чтобы оставить детей на второй год.
Харьковские учителя применяют различные технологии дистанционного образования. К тому же с 6 апреля стартовал проект дистанционного обучения школьников 5–11-х классов на карантине «Украинская школа онлайн» на телеканалах и в соцсетях. Кроме того, Департамент цифровой трансформации Харьковского городского совета, в рамках сотрудничества с Департаментом образования, открыл портал «Дія. Цифрова освіта», на котором учителя могут улучшить свои навыки, ознакомиться с онлайн-сервисами и просмотреть образовательный сериал.
И ЧТО ТАМ С ВНО?
Главный вопрос, который беспокоит родителей, — как все эти эксперименты с дистанционным обучением скажутся на качестве знаний. Особенно это касается учеников выпускных классов, которым буквально сразу же после окончания карантина нужно будет сдавать ВНО и поступать в вузы. В министерстве разработали несколько сценариев, в зависимости от того, когда закончится карантин. Если в начале июня, то дети смогут доучиться до конца месяца и учителя пройдут с ними самые проблемные темы, а для школьников выпускных классов сделают упор на подготовке к ВНО.
Второй сценарий — если карантин продлится до начала августа. В этом случае все, кроме учеников 11-х классов, закончат учебный год фактически задним числом, в мае, и получат соответствующие документы. В следующем учебном году первый месяц будет корректирующим. Учителя должны выяснить, какие есть пробелы в знаниях, и постараться их закрыть. А следующий учебный год продлится до июня 2021 года. Ученики 11-х классов будут доучиваться в этом году в августе-сентябре, а уже потом начнется вступительная кампания, которая продлится до середины октября. Соответственно, учеба первых курсов вузов начнется с 1 ноября.