В поисках горючего. Что происходит на заправках?
Большинство заправок в стране закрыты, оставшиеся продают топливо по 10-20 литров в одни руки. При этом цена в чеке и ту, которую требуют за заправку, существенно отличается. Что происходит и когда ожидать завершения дефицита горючего? Ответы искал Центр общественного мониторинга и контроля, сообщают “Харьковские известия”.
Откуда дефицит горючего?
Как отмечают эксперты, до войны большинство горючего Украина импортировала из Беларуси и россии через морские порты. С началом войны эти рынки, как и морские пути, для нашей страны исчезли. Российские войска заблокировали все выходы Украины к морю.
Россия также намеренно уничтожила запасы горючего, которые были в Украине. По подсчетам KSE Institute, вражеские ракеты разрушили 27 нефтебаз в разных регионах. Кроме того, россияне разбомбили Кременчугский нефтеперерабатывающий завод – крупнейшее предприятие по производству нефтепродуктов в Украине. Завод обеспечивал более трети всего украинского рынка горючего.
В марте украинские компании заключили первые контракты с европейскими поставщиками, но вопрос доставки горючего в Украину остался.
Почему не работает госрегулирование цен?
Согласно решению Минэкономики от 5 мая 2022 года средняя стоимость 1 литра дизельного топлива составляет 35,63 гривен, а 1 литра бензина – 31,19 гривен. Прибавляя максимально разрешенную наценку, экономисты отмечают, что цена дизеля не должна превышать 42,63 грн/л, а бензина – 37,69 грн/л. Однако реальные цены на заправках гораздо выше.
По словам водителей, стоимость бензина иногда достигает 60 грн/л. Во многих местах принимают только наличные деньги и не выдают чеки. Некоторые продают бензин скрыто, не показывая цену на табло.
Есть много продающих топливо в розницу по оптовым ценам. Оптовая цена государства не регулируется, поэтому владельцы АЗС имеют лазейки для спекуляций.
Когда исчезнет ажиотаж на бензин?
Глава парламентского комитета по вопросам энергетики Андрей Герус прогнозирует, что проблемы с горючим пойдут на спад уже в мае. Эксперт Сергей Куюн считает, что существенно ситуация улучшится уже летом.
«Нужно время, чтобы это горючее приехало. Но к июню должны выйти на режим, когда будут увеличены лимиты до 20-30 литров на потребителя. А полностью построить надежную систему снабжения удастся в ближайшие 2 месяца», – считает Куюн.
В идеале было бы возобновить работу хотя бы одного украинского нефтеперерабатывающего завода вдали от линии фронта. Если обстоятельства не изменятся, эксперты прогнозируют перебои с поставками бензина и дизтоплива до конца июня.
Ранее мы сообщали, что в Харькове начал работать наземный общественный транспорт.