Вечная слава! – газета «Харьковские известия»
А когда наступила самая драматическая дата в отечественной истории — 22 июня — лучшие из харьковчан или тех, кого так или иначе можно назвать нашими великими земляками, вместе с десятками тысяч других ушли на фронт. Кто-то с оружием в руках защищал свою родину, а кто-то своим творчеством не давал упасть духом в самые трудные моменты войны.
ФАНАТ ХАРЬКОВА
В годы, когда поэты были популярны, как ныне — звезды шоу-бизнеса (а бывали и такие времена), стихи Бориса Слуцкого переписывали в блокноты. А стихотворение «Лошади в океане» знала едва ли не вся страна, хотя имя самого поэта было известно лишь небольшому кругу ценителей. В стихах же о войне всплывали темы, которые считались неудобными. Например, рядом с народным подвигом, который был, несомненно, велик, появлялась немецкая женщина, подлежащая выселению:
…в октябре сорок первого года
дочь какого-то шваба иль гота,
в просторечии немка; она
подлежала тогда выселенью.
Все немецкое населенье
выселялось. Что делать, война.
Слуцкий родился в Славянске. В Харьков семья переехала в 1922-м, когда будущему поэту было года три. Но он стал настоящим фанатом Первой столицы. В очень короткой книге «О других и о себе», ставшей одной из лучших в жанре мемуаристики, Харьков упоминается около 100 раз.
Затем пришла война, которую Слуцкий начал рядовым, а завершил в звании майора. Удивительным образом фронтовые дороги поэта тоже проходили через Харьков. Правда, в экстремальных условиях его занимали менее возвышенные темы: «Уже в 1943 году (летом) мы перестали испытывать нужду в овощах. Под Харьковом фронт проходил в бахчах и огородах. Достаточно было протянуть руку за помидором, огурцом, достаточно разжечь костер, чтобы отварить кукурузы. В это лето продотделы впервые прекратили сбор витаминозной крапивы для солдатских борщей».
А послевоенный Харьков отметился своим лояльным отношением к людям, испытывавшим материальные затруднения: «Как инвалид Отечественной войны второй группы я получал 810 рублей в месяц и две карточки. В Харькове можно было бы прожить, в Москве — нет… В Харькове можно было почти не думать о хлебе насущном».
ВОЕНКОР

Талантливый журналист Петр Лидов родился в Харькове в 1906-м. Своих родителей он не знал, с рождения воспитывался в приюте. Подростком его усыновил уже пожилой профессор химии Харьковского технологического института Александр Лидов с женой-медиком, он и дал юноше свою фамилию.
В семье интеллигентов, которые только что потеряли собственного ребенка, Петю очень любили, но дать достойного образования не успели. После смерти приемного отца 13-летнему пареньку пришлось идти работать на спичечную фабрику. Потом юный кормилец семьи стал курьером горкома партии, вступил в комсомол.
Свою первую заметку о прилете в город самолета Лидов написал в 14 лет. Именно тогда понял, что хочет посвятить себя журналистике. В Москве активному журналисту успех был обеспечен — он становится редактором газеты «Мартеновка» на заводе «Серп и Молот», а в 1937-м — собственным корреспондентом «Правды».
Первый материал об оккупации Минска Лидов опубликовал уже 24 июня 1941 года. Рвался в Брест, на передовую. В послужном списке журналиста есть и полет с экипажем бомбардировщика дальней авиации в глубокий немецкий тыл, и дерзкая вылазка за линию фронта. Писал о военных действиях под Смоленском, партизанах Белоруссии, об обстановке в оккупированном Минске, провел журналистское расследование казни Зои Космодемьянской в Петрищеве, делал репортажи из Сталинграда, с Курской дуги, берегов Северского Донца и Днепра, из Чехословацкого корпуса Людвика Свободы. Вел фронтовые дневники. Читатели газеты полюбили молодого автора. И если номер выходил без статьи с его подписью, редакцию разрывали телефонные звонки: «Что с Лидовым?», «Не ранен ли военкор?»
В июне 1944 года был командирован в Полтаву с заданием написать о базе американских союзников «Летающие крепости». Погиб в звании майора при бомбежке военного аэродрома 22 июня 1944 года под взрывной волной от сбитого им с товарищами юнкерса. Посмертно награжден орденом Отечественной войны I степени.
Похоронен в общей могиле в Петровском парке в Полтаве, вместо памятника американские летчики установили на могиле лопасть винта «Летающей крепости» в знак того, что журналисты погибли на боевом посту. Позднее прах был перенесен на площадь Славы, на могиле установлен обелиск с именами погибших.
ПО ПОЛЮ ТАНКИ ГРОХОТАЛИ

Михаил Кошкин — инженер-конструктор, начальник КБ танкостроения Харьковского завода, создатель и первый главный конструктор танка Т-34.
10 февраля 1940 года изготовлены два первых Т-34 и начаты их испытания. На 17 марта в Москве назначается показ танков членам правительства, с этой целью организуется танкопробег Харьков — Москва. Учитывая важность мероприятия, Михаил Кошкин сам отправляется на новых машинах как ответственный представитель завода. 750 км от Харькова до Москвы и обратно еще недоработанные танки прошли своим ходом в трудных условиях бездорожья и снежных заносов.
Имя главного конструктора не так широко известно, как его детище. Благодаря знаниям и испытаниям Кошкина, танк Т-34 стал феноменом в военном вооружении XX века. В Харькове, недалеко от проходной завода имени Малышева, в мае 1985 года Михаилу Ильичу Кошкину был торжественно открыт памятник. Его танки, как символ воинской славы, до сих пор стоят на постаментах вдоль дорог и на перекрестках, на площадях и в парках стран, по которым они прошли.
НЕБО ЗОВЕТ

Валентина Гризодубова — летчица, участница одного из рекордных перелетов, участница Второй мировой войны, первая женщина, удостоенная звания Героя Советского Союза, Герой Социалистического Труда. Уже в 2,5 года Валентина поднялась в небо на отцовском аэроплане с харьковского аэродрома, привязанная к отцу ремнями. В 14 лет она совершила первый полет на планере в Коктебеле на слете планеристов. 4 ноября 1928 года, будучи студенткой ХТИ, зачисляется в первый набор Харьковского Центрального аэроклуба. Работая в эскадрилье имени Горького, она облетела почти всю страну на различных типах самолетов того времени. В октябре 1937 года установила 5 мировых авиационных рекордов на легкомоторных самолетах. 24—25 сентября 1938 года в качестве командира экипажа вместе с П. Д. Осипенко и М. М. Расковой на самолете «Родина» (АНТ-37) совершила беспосадочный перелет из Москвы на Дальний Восток, установив международный женский рекорд дальности полета (за 26 часа 29 минут покрыто расстояние в 6450 км). Во время Второй мировой войны, с марта 1942 года по октябрь 1943 года, командовала 101-м Авиаполком Авиации дальнего действия (АДД). В Харькове есть музей-квартира, посвященная знаменитой летчице.
ВСЮ ВОЙНУ НА ЭКРАНЕ

Одним из самых любимых артистов эстрады был Марк Бернес, долгие годы живший в Харькове.
В Харькове недостатка в театрах не было. Марк Нейман познакомился с расклейщиком афиш и стал помогать ему. Работал человеком-афишей, нося на себе объявления о спектаклях. За это он мог бесплатно посещать театры. В 15 лет мальчик стал работать статистом в театре музкомедии, которым руководил знаменитый Синельников. Марк стал посещать театральные курсы, окончил их в 1928 году. К этому времени ему уже не раз давали эпизодические роли. Сам Синельников замечал, что из парнишки может выйти толк. Это окончательно убедило Марка, что его жизнь должна быть связана со сценой.
В 17 лет с двумя бутербродами в кармане он сбежал в Москву и устроился статистом сразу в несколько театров. Откуда вдруг взялась фамилия Бернес? В детстве Марка некоторое время учили играть на фортепиано по методике известного тогда шведского пианиста Германа Юхана Беренса. Мальчик учился неважно, не постиг толком даже нотной грамоты, но фамилия музыканта осталась в его памяти, и он взял похожий псевдоним, под которым через несколько лет стал знаменитым.
В 1937 году режиссер Сергей Юткевич поручил Бернесу первую значительную роль в кино: Красовского в фильме «Шахтеры».
Популярность молодому артисту принесло исполнение роли Кости Жигулева в фильме Юткевича «Человек с ружьем» (1938). Работа над этой картиной положила начало и эстрадному пению Марка Бернеса. Именно тогда он исполнил ставшую популярной и широко известной песню Павла Арманда «Тучи над городом встали». В 1939 году Бернес сыграл роль летчика Сергея Кожухарова в киноленте «Истребители», где и спел получившую всеобщее признание песню Н. Богословского «В далекий край товарищ улетает».
Свойственные искусству Бернеса заразительная искренность, обаяние, мужественная простота особенно ярко проявились в фильме «Два бойца» режиссера Леонида Лукова (1943). В этом фильме, снятом в трудные годы Второй мировой, артист создал благородный образ солдата Аркадия Дзюбина. С глубокой искренностью он исполнил две песни Никиты Богословского — «Темная ночь» и «Шаланды, полные кефали».
ДРУЗЬЯ-ОДНОПОЛЧАНЕ

Еще одна известнейшая харьковчанка — эстрадная певица и актриса Клавдия Ивановна Шульженко.
В 1923 году она становится артисткой Харьковского театра драмы под руководством Н. Н. Синельникова. В том же 1923 году Клавдия Шульженко дебютировала как певица, исполнив романс «Звезды на небе» в спектакле «Казнь». Летом 1925 года начала работать в Краснозаводском драматическом театре Харькова.
Сотни раз певица выезжала на фронт, выступала перед бойцами. Ее песни звучали на передовых и в госпиталях.
В конце 1941 года в репертуаре Клавдии Ивановны появилась ставшая впоследствии легендарной песня «Синий платочек», написанная польским композитором Ежи Петербургским. За время блокады Ленинграда Шульженко дала свыше 500 концертов для солдат. Благодаря исполнению фронтовых песен «Синий платочек», «Давай закурим», «Друзья-однополчане» и других Клавдия Шульженко получила всесоюзное признание. 26 мая 1996 года в Харькове по адресу переулок Байкальский, 1, открылся городской музей К. И. Шульженко. В экспозиции музея представлены личные вещи, концертные костюмы, документы и другие реликвии, принадлежавшие великой певице.