Анализ регуляторного влияния решения Харьковского городского совета
Анализ регуляторного влияния
решения Харьковского городского совета 6 созыва
«О внесении изменений в решение Харьковского городского совета
«Об утверждении Порядка предоставления земельных участков в г. Харькове в собственность или пользование»
от 19.12.2012 № 959 / 12»
Этот анализ регуляторного влияния регуляторного акта — решения Харьковского городского совета «О внесении изменений в решение Харьковского городского совета «Об утверждении Порядка предоставления земельных участков в г. Харькове в собственность или пользование» от 19.12.2012 № 959 / 12» (далее — Анализ) разработан во исполнение и с соблюдением требований Закона Украины «Об основах государственной регуляторной политики в сфере хозяйственной деятельности» от 11.09.03 № 1160 ‑ IV и с учетом Методики проведения анализа влияния регуляторного акта, утвержденной Постановлением Кабинета Министров Украины от 11.03.04 № 308. Анализ определяет правовые и организационные основы реализации проекта решения сессии Харьковского городского совета 6 созыва «О внесении изменений в решение Харьковского городского совета «Об утверждении Порядка предоставления земельных участков в г. Харькове в собственность или пользование» от 19.12.2012 № 959 / 12»
1. Определение и анализ проблем, которые предлагается решить путем государственного регулирования земельных отношений.
Основные проблемы, которые предполагается решить путем принятия данного регуляторного акта — это привести в соответствие с действующими нормативно­правовыми актами процедуру оформления прав на земельные участки в городе Харькове юридическими и физическими лицами для различных потребностей, распорядителем которых до размежевания земель государственной и коммунальной собственности выступает Харьковский городской совет; способствовать эффективности контроля по охране за использованием земли относительно соблюдения требований о соответствии целевого назначения объекта категории земли, положениям утвержденной градостроительной документации (плану зонирования и / или детальному плану территории); минимизировать сроки оформления правоустанавливающих документов на земельный участок; уменьшить потери городского бюджета от недополучения денежных средств за пользование землей в городе Харькове путем установления конкретных сроков оформления документов на каждом этапе; формирование и наполнение баз данных государственного земельного кадастра на административно — территориальном уровне для удовлетворения информационных потребностей в планировании территории и строительстве в городе Харькове, учету и контролю за рациональным использованием земельных ресурсов города.
Дальнейшее осуществление деятельности в сфере земельных отношений в г. Харькове на основании действующих в настоящее время нормативных актов может привести к негативным последствиям: невыполнение государственных и региональных программ по развитию рыночных земельных отношений, формированию баз данных государственного земельного кадастра на административно — территориальном уровне и данных о владельцах и пользователях земельных участков на территории города, дальнейшее отсутствие действенного механизма формирования, наполнения и хранения данных по объектам земельных отношений.
Отсутствие детального правового регулирования указанных вопросов приводит к существованию правовых пробелов регулирования деятельности в сфере земельных отношений, вызывает сложности при оформлении соответствующей документации.
Указанные явления приводят к снижению эффективности реализации прав физических и юридических лиц в сфере земельных отношений, отсутствия соответствующих институциональных, правовых и организационных мер для эффективного выполнения задач в сфере земельных отношений, ограниченности механизмов общественного контроля и другим негативным последствиям.
Невозможность решения указанной проблемы с помощью рыночных механизмов или действующих регуляторных актов обусловлена тем, что для урегулирования указанных отношений должна быть создана соответствующая правовая база.
Субъектами, на которых проблема оказывает негативное влияние, являются субъекты властных полномочий, в частности исполнительные органы Харьковского городского совета, которые применяют нормы законодательства Украины в сфере земельных отношений, физические и юридические лица, которые намерены получить земельные участки в городе Харькове в собственность или пользование. Также проблема оказывает негативное влияние на территориальную громаду города Харькова в целом.
Поэтому в соответствии с требованиями Конституции Украины, Земельного кодекса Украины, Гражданского кодекса Украины, Налогового кодекса Украины, законов Украины «О регулировании градостроительной деятельности», «О землеустройстве», «О государственной экспертизе землеустроительной документации», «О местном самоуправлении в Украине», постановлении Кабинета Министров Украины от 21.05.2009 № 526 «О мероприятиях по упорядочиванию выдачи документов разрешительного характера в сфере хозяйственной деятельности», от 09.09.2009 № 1021 «Об утверждении порядков ведения Поземельной книги и Книги записей о государственной регистрации государственных актов на право собственности на земельный участок и на право постоянного пользования земельным участком, договоров аренды земли» и других нормативно­правовых актов разработан Порядок предоставления земельных участков в городе Харькове в собственность или пользование в соответствии с требованиями действующего законодательства и с потребностями в регулировании общественных мероприятий в сфере земельных отношений.
2. Определение целей государственного регулирования.
Цель принятия данного регуляторного акта непосредственно связана с решением проблемы, о которой говорилось в предыдущем разделе. Данный регуляторный акт направлен на решение проблемы как в целом, так и ее отдельных составляющих.
Основные цели, на достижение которых направлено данное решение:
— выполнение требований законов Украины и других нормативных актов, регулирующих общественные мероприятия в сфере земельных отношений;
— урегулирование общественных мероприятий в сфере земельных отношений;
— обеспечение своевременного и полного наполнения баз данных земельного кадастра города Харькова данными по земельным ресурсам, данными градостроительной и землеустроительной документации для их хранения, защиты и дальнейшего использования для оптимизации осуществления и регулирования земельных отношений на территории города Харькова.
3. Определение и оценка всех принятых альтернативных
способов достижения установленных целей
с аргументацией преимуществ выбранного способа.
Альтернативными способами достижения целей данного регуляторного акта могут быть сохранение существующего порядка, т. е. без утверждения данного проекта решения «О внесении изменений в решение Харьковского городского совета «Об утверждении Порядка предоставления земельных участков в городе Харькове в собственность или пользование» от 19.12.2012 года № 959 / 12». В случае отказа от принятия данного проекта решения не будут урегулированы в полном объеме общественные мероприятия в сфере земельных отношений в г. Харькове.
Данная альтернатива является не приемлемой, достаточно критичной и требует немедленного решения, потому что общественные отношения урегулированы поверхностно без определения действенных механизмов реализации требований законодательства, действующего на территории Украины.
Таким образом, альтернатива введения в действие предложенного акта является актуальной и позволит достичь поставленных целей. Преимущество выбранного вида правового регулирования основывается на том, что предложенный проект построен в соответствии с требованиями регулирования центрального уровня, обеспечивает достижение целей государственного регулирования, отвечает потребностям в решении проблемы, обеспечивает установление принципов демократии на местном уровне.
4. Описание механизмов, которые обеспечат решение указанной проблемы путем принятия предложенного регуляторного акта.
Для обеспечения эффективного решения указанных проблем предлагается принятие проекта решения «О внесении изменений в решение Харьковского городского совета «Об утверждении Порядка предоставления земельных участков в городе Харькове в собственность или пользование» от 19.12.2012 годау № 959 / 12», которым регулируются общественные мероприятия в сфере земельных отношений в г. Харькове.
Порядок предоставления земельных участков в городе Харькове в собственность или пользование определяет условия и регулирует процедуру предоставления земельных участков в пользование или в собственность юридическим и физическим лицам для различных потребностей, распорядителем которых до размежевания земель государственной и коммунальной собственности выступает Харьковский городской совет, в том числе порядок оформления и регистрации правоустанавливающего документа на земельный участок, при этом определяя ответственного субъекта на каждом этапе оформления документации.
Утверждение настоящего Порядка позволит урегулировать порядок взаимодействия между каждым субъектом процесса оформления прав на земельный участок при любых возможных ситуациях.
Контроль и надзор выполнения этого решения, помимо существующих форм контроля и надзора, предусмотренных для решений Харьковского городского совета, осуществляет Департамент градостроительства, архитектуры и земельных отношений Харьковского городского совета.
5. Обоснование возможности достижения поставленных целей в случае принятия предложенного регуляторного акта и оценка
возможности внедрения и выполнения требований регуляторного акта.
Возможность достижения целей предусмотренных в настоящем Анализе в случае принятия указанного решения является вполне реальной и обоснованной в связи с тем, что целью проекта указанного решения является целенаправленное решение указанных проблем.
Простота выполнения требований, установленных актом, простота положений данного акта, содержащего четкое обоснование поставленных задач, является также одной из возможностей в достижении поставленных целей.
Достижения поставленных целей в случае принятия предложенного регуляторного акта возможно через обоснованную мотивацию субъектов хозяйствования, граждан, выполнять установленные требования.
Также, следует отметить, что имеется риск влияния внешних факторов на действие данного акта, таких как: изменения действующего законодательства, ускорение или замедление темпов экономического роста, социально­политические влияния и т. д. Все это может привести к нецелесообразности в дальнейшем применении принятого данного регуляторного акта, или изменения его сущности или отдельных положений.
То есть риск влияния внешних факторов на действие данного регуляторного акта существует вполне реально, однако не может повлиять на фактор отказа от введения в действие предложенного регулирования.
6. Определение ожидаемых результатов принятия предложенного регуляторного акта, в частности расчет ожидаемых потерь и выгод субъектов хозяйствования, граждан и государства вследствие действия регуляторного акта.
Определение ожидаемых результатов принятия предложенного регуляторного акта предполагает наведение анализа выгод и затрат, возникающих в различных групп субъектов, на которые распространяется действие этого акта.
Проведение анализа выгод и затрат в полном объеме является сложной процедурой, поскольку предусматривает систематический сбор и анализ информации, расчет выгод и затрат для значительного промежутка времени, применения различных математических и экономических моделей и т. д..
Для определения ожидаемых результатов принятия предложенного проекта, возникающие у разных групп субъектов, на которые распространяется его действие, приведены выгоды и затраты в текстовой форме.
Выгоды
|
Затраты
|
Орган местного самоуправления
|
|
Урегулирование общественных мероприятий в сфере земельных отношений |
Расходы связаны с администрированием регуляторного акта и ведением баз данных
|
Приведение в соответствие с действующими нормативно­правовыми актами процедуры оформления прав на земельные участки в городе |
|
Повышение эффективности контроля за использованием земли |
|
Соблюдение требований о соответствии целевого назначения объекта |
|
Повышения доверия к власти |
|
Физические и юридические лица, которые намерены
|
|
Уменьшение сроков оформления правоустанавливающих документов на земельный участок   |
—
|
Установление четкой процедуры |
|
Предсказуемость действий власти |
7. Обоснование предложенного срока действия регуляторного акта.
Регуляторный акт может быть использован в течение неограниченного срока. Но в будущем на его положения могут повлиять изменения в действующем законодательстве.
Поэтому действие данного акта является неограниченным до момента наступления факторов, которые могут повлиять на существенное содержание этого акта.
8. Определение показателей результативности регуляторного акта.
Одним из показателей результативности регуляторного акта является количественный показатель, отражающий объем данных об оформленных и зарегистрированных правоустанавливающих документах на земельные участки до и после его принятия и как следствие, поступление дополнительных денежных средств в городской бюджет в качестве платы за пользование землей.
Показателями результативности действия регуляторного акта являются:
а) оптимизация процессов в сфере земельных отношений и уменьшение материальных и трудовых затрат субъектов хозяйствования для получения правоустанавливающих документов на земельный участок;
б) своевременное и достаточное наполнение баз данных земельного и градостроительного кадастра города Харькова;
в) улучшение системы контроля по охране за использованием земли;
г) поступление дополнительных денежных средств в городской бюджет в качестве платы за пользование земельными участками;
д) значительное увеличение расходов местного бюджета в связи с введением в действие данного регуляторного акта не предполагается.
Положения настоящего регуляторного акта доводятся до сведения общественности путем публикации в официальных изданиях Харьковского городского совета на всех этапах разработки регуляторного акта. Разъяснения субъектам хозяйствования и другим заинтересованным лицам отдельных положений акта будет выполняться сотрудниками Департамента градостроительства, архитектуры и земельных отношений Харьковского городского совета.
9. Определение мероприятий, с помощью которых будет осуществляться отслеживание результативности регуляторного акта в случае его принятия.
Результативность регуляторного акта будет отслеживаться статистическим методом, путем анализа отчетов Департамента градостроительства, архитектуры и земельных отношений Харьковского городского совета по количеству принятых решений о предоставлении (передаче) земельных участков в пользование (собственность) и зарегистрированных правоустанавливающих документов на земельные участки за определенные статистическим методом периоды.
На протяжении 9‑ти месяцев после принятия решения Харьковским городским советом, Департаментом градостроительства, архитектуры и земельных отношений осуществляется базовое отслеживании результативности действия акта.
На протяжении 2‑х лет со дня вступления в силу этого регуляторного акта целесообразно проведение повторного отслеживания его результативности. По его результатам устанавливается полнота и эффективность введения в действие регуляторного акта.
В течение каждых трех лет с момента выполнения мероприятий по проведению повторного отслеживания результативности регуляторного акта, при условии его действия, проводится периодическое отслеживание результативности этого акта, где будут отражены соответствующие показатели по сравнению с предыдущим отслеживанием результативности акта.
Директор Департамента градостроительства,
архитектуры и земельных отношений О. А. Букреева