Информационное сообщение о бюджете города Харькова на 2015 год
Департамент бюджета и финансов сообщает, что решением 36­й сессии Харьковского городского совета 6 созыва от 21.01.2015 года утвержден бюджет г. Харькова на 2015 год.
Бюджет города Харькова на 2015 год разработан с учетом изменений, внесенных в Налоговый и Бюджетный кодексы Украины, а также норм Закона Украины «О Государственном бюджете Украины на 2015 год».
В частности, в соответствии с нормами Закона Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые законодательные акты Украины относительно налоговой реформы» отменяется местный сбор за осуществление некоторых видов предпринимательской деятельности.
К местным налогам и сборам отнесен налог на имущество, единый налог, сбор за места для парковки транспортных средств и туристический сбор.
При этом налог на имущество включает в себя плату за землю, переведенную из состава общегосударственных налогов, налог на недвижимое имущество, отличное от земельного участка (с введением обложения нежилой недвижимости, расширением базы обложения, изменением ставок налога), а также новый вид местного налога — транспортный налог (с автомобилей, используемых менее 5 лет и имеющих объем цилиндров двигателя свыше 3000 куб. см).
Необходимо отметить, что Харьковским городским советом при утверждении Положения о налоге на имущество, отличное от земельного участка, в 2 раза против норм Налогового кодекса Украины повышен размер необлагаемой площади для квартир (с 60 кв. м до 120 кв. м общей площади).
Также существенно реформирован единый налог, где вместо 6 групп плательщиков остается 4 с включением в их состав плательщиков фиксированного сельскохозяйственного налога.
Одновременно с этим с 1 января 2015 года вводится акцизный налог с реализации через розничную торговую сеть пива, алкогольных напитков, табачных изделий, нефтепродуктов, сжиженного газа, ставка которого в размере 5 % утверждена городским советом, а налог в полном объеме зачисляется в бюджет города.
Полностью реформируется порядок формирования местных бюджетов и трансфертных взаимоотношений Государственного и местных бюджетов.
Система балансирования доходов и расходов городских бюджетов в части делегированных полномочий заменяется на горизонтальное выравнивание налогоспособности территорий в зависимости от уровня поступлений на одного жителя налога на доходы физических лиц.
При этом норматив отчислений налога на доходы физических лиц уменьшается с 75 % до 60 %.
Одновременно с этим единый, экологический и налог на имущество переводятся из специального фонда в общий фонд бюджета.
Кроме этого, необходимо отметить, что более половины расходов на образование и свыше 90 процентов расходов на здравоохранение с 2015 года финансируются за счет субвенции из Государственного бюджета Украины.
Бюджет города Харькова на 2015 год сформирован как единый бюджет, включающий в себя городской и 9 районных бюджетов и состоящий из общего фонда и специального фонда с выделением бюджета развития.
В целом объем бюджета города Харькова по
доходам на 2015 год планируется в сумме 6722,9 млн. гривень, из которых доходы общего фонда составят 3100,8 млн. гривень, специального фонда — 251,4 млн. гривень, трансферты из Государственного бюджета — 3370,7 млн. гривень.
В соответствии с Бюджетным кодексом Украины основными источниками, формирующими общий фонд бюджета города Харькова, являются налог на доходы физических лиц — 1662,2 млн. гривень (53,6 % в объеме общего фонда) и плата за землю — 546,4 млн. гривень (17,6 %).
Кроме того, в общий фонд планируются поступления платы за аренду городского коммунального имущества в сумме 46,4 млн. гривень, единого налога — 408,4 млн. гривень, акцизного налога с реализации через розничную торговую сеть подакцизных товаров — 317,8 млн. гривень, транспортного налога — 59,0 млн. гривень, налога на недвижимое имущество, отличное от земельного участка, — 5,9 млн. гривень, сбора за места для парковки транспортных средств — 4,4 млн. гривень, туристического сбора — 0,8 млн. гривень, налога на прибыль предприятий городской коммунальной собственности — 8,2 млн. гривень, государственной пошлины — 15,8 млн. гривень, платы за предоставление других административных услуг — 18,2 млн. гривень.
По сравнению с 2014 годом предполагается рост доходов общего фонда бюджета на 14,5 %.
В составе специального фонда бюджета города 87,0 млн. гривень занимает бюджет развития, в который зачисляются средства от приватизации городского коммунального имущества (25,0 млн. гривень), от продажи земельных участков несельскохозяйственного назначения (50,0 млн. гривень), средства долевого участия в развитии инфраструктуры г. Харькова (12,0 млн. гривень).
Также в специальный фонд бюджета города в соответствии с Бюджетным кодексом Украины зачисляются собственные поступления бюджетных учреждений, отчисления за ущерб, причиненный нарушением законодательства об охране окружающей природной среды, а также поступления в целевой фонд Харьковского городского совета.
Кроме вышеуказанных источников, часть финансовых ресурсов города формируется за счет целевых трансфертов, передаваемых из Государственного бюджета Украины в общий фонд бюджета города.
В 2015 году в бюджет города поступают субвенции на выплату льгот и субсидий населению, помощи семьям с детьми, образовательная и медицинская субвенции и субвенция на возмещение части процентных ставок по привлеченным кредитам на обновление парка автобусов и троллейбусов принимающих городов по подготовке проведения в Украине финальной части чемпионата Европы 2012 года по футболу.
Общий объем таких трансфертов на 2015 год составляет 3 370,7 млн. гривень.
Объем
расходов бюджета города Харькова с учетом предоставления кредита и погашения долга утвержден на 2015 год в сумме 6722,9 млн. гривень.
При этом, в условиях продолжающегося кризиса, законодательного изменения в социальной политике и реформирования бюджетного законодательства, главными приоритетными заданиями бюджетной политики в 2015 году является сохранение социальной направленности бюджета, обеспечение в полном объеме выплаты заработной платы работникам бюджетной сферы и оплаты потребленных бюджетными учреждениями энергоносителей, а также решение вопросов обеспечения жизнедеятельности города и развития его инфраструктуры.
Рост
расходов бюджета города по сравнению с уточненным планом на 2014 год составляет 691,2 млн. гривень, что связано с изменением сети учреждений образования, повышением тарифов на энергоносители, увеличением стоимости питания детей в детских дошкольных учреждениях и учащихся общеобразовательных школ города.
При формировании бюджета города Харькова на 2015 год учтен предусмотренный Законом Украины «О Государственном бюджете Украины на 2015 год» размер минимальной заработной платы с 1 января 2015 года — 1218 гривень, с 1 декабря — 1378 гривень в месяц, а также должностной оклад работника І тарифного разряда единой тарифной сетки с 1 января — 852 гривни, с 1 декаб­ря — 1012 гривень.
В связи с внесением изменений в Бюджетный кодекс Украины расходы на образование в 2015 году будут финансироваться за счет доходов бюджета города и субвенций из государственного бюджета. В бюджете г. Харькова на 2015 год расходы на образование в целом запланированы в сумме 1387,1 млн. гривень (на 158,6 млн. гривень больше по сравнению с утвержденными расходами на 2014 год), из них на выплату заработной платы предполагается направить 863,2 млн. гривень, на оплату коммунальных услуг и энергоносителей — 285,3 млн. гривень.
При этом расходы на заработную плату, помимо основных выплат, предусматривают:
— выплату педагогическим работникам, учителям и воспитателям надбавки к должностному окладу в размере до 20 % за престижность профессии, установленной постановлением Кабинета Министров Украины от 23.03.2011 № 373;
— выплаты педагогическому персоналу материальной помощи к ежегодному отпуску и материального вознаграждения согласно ст. 57 Закона Украины «Об образовании».
На питание детей в детских дошкольных учреждениях запланировано израсходовать 83,6 млн. гривень, в том числе за счет средств бюджета — 35,9 млн. гривень. По сравнению с 2014 годом стоимость питания одного ребенка в день увеличится на 2 гривни и составит в 9‑12‑часовых группах — 13 гривень в день, в 24‑часовых группах — 14 гривень в день.
На питание учащихся общеобразовательных школ предусмотрено направить 49,9 млн. гривень. При этом стоимость питания одного учащегося в день по сравнению с 2014 годом увеличится:
— в 1–4‑х классах на 2,0 гривни и составит 7,0 грн.;
— учащихся льготного контингента на 4,0 гривни и составит 10,0 грн.
Также предусмотрено 0,2 млн. гривень на организацию бесплатного питания детей льготного контингента в оздоровительных пришкольных лагерях при стоимости питания 15,0 гривень в день.
На выплату стипендий, присуждаемых одаренным и лучшим учащимся и студентам города, а также на денежное поощрение лучших педработников планируется направить 1,6 млн. гривень.
На капитальные расходы в учреждениях образования в целом запланировано 16,4 млн. гривень.
В связи с внесением изменений в Бюджетный кодекс Украины расходы на здравоохранение в 2015 году будут проводиться за счет субвенций из Государственного и областного бюджетов и доходов бюджета города.
В целом расходы бюджета г. Харькова на здравоохранение утверждены в сумме 1036,2 млн. гривень (на 104,8 млн. гривень больше запланированных показателей на 2014 год), в том числе за счет медицинской субвенции — 946,7 млн. гривень, субвенции из областного бюджета на обеспечение централизованных мероприятий для лечения сахарного и несахарного диабета — 21,4 млн. гривень, за счет доходов бюджета города — 68,1 млн. гривень.
На выплату заработной платы планируется направить 756,2 млн. гривень, на медикаменты — 83,2 млн. гривень, на питание больных в стационарах, специальное питание работающих во вредных условиях труда, питание доноров и обеспечение молочными смесями детей первых 2 лет жизни из малообеспеченных семей — 13,6 млн. гривень.
На оплату энергоносителей и коммунальных услуг предусмотрено 126,0 млн. гривень, на зубопротезирование льготного контингента, обязательное страхование медицинских работников и на отчисление затрат, связанных с отпуском льготных медикаментов, — 5,5 млн. гривень.
На укрепление материально­технической базы лечебно­профилактических учреждений запланировано 20,7 млн. гривень. Кроме того, в рамках комплексной программы «Инновации в приоритетных направлениях развития отрасли здравоохранения г. Харькова на 2011–2015 годы» будет израсходовано на приобретение фотоальбомов для новорожденных г. Харькова 3,0 млн. гривень, на капитальный ремонт, приобретение оборудования и частичное возмещение стоимости сырья для КП «Городская молочная фабрика­кухня детского питания» — 7,0 млн. гривень, на приобретение автомобилей для КП «Автобаза скорой медицинской помощи» — 5,0 млн. гривень.
Расходы за счет субвенций из Государственного бюджета на выплату государственной помощи семьям с детьми, малообеспеченным семьям, детям­инвалидам и инвалидам с детства запланированы в сумме 947,0 млн. гривень, на компенсацию льгот отдельным категориям граждан и субсидии населению на оплату жилищно­коммунальных и прочих услуг, твердого топлива и сжиженного газа — 575,5 млн. гривень.
На финансирование мероприятий в рамках «Программы содействия безопасной жизнедеятельности в сфере социальной защиты населения г. Харькова на 2013–2016 годы» из бюджета города планируется направить 61,7 млн. гривень, в том числе на льготный проезд студентам дневной формы обучения высших учебных учреждений в метрополитене — 36,0 млн. гривень.
На содержание территориальных центров социального обслуживания (оказание социальных услуг) предусмотрено 26,9 млн. гривень, Центра ранней, общей социально­педагогической и трудовой реабилитации детей­инвалидов и инвалидов детства — 2,5 млн. гривень, на выплату компенсации физическим лицам, предоставляющим социальные услуги гражданам пожилого возраста, инвалидам, детям­инвалидам, больным, не способным к самообслуживанию и требующим посторонней помощи, — 1,6 млн. гривень, Центра реинтеграции бездомных лиц — 1,7 млн. гривень, Центра социально­психологической реабилитации детей — 1,6 млн. гривень.
Расходы на социальные программы и мероприятия по вопросам семьи, женщин, молодежи и детей утверждены в сумме 20,8 млн. гривень.
На культуру и искусство планируется израсходовать 247,0 млн. гривень, что на 13,2 млн. гривень превышает утвержденные расходы на 2014 год, из них на выплату заработной платы предусмотрено 100,2 млн. гривень, на оплату коммунальных услуг и энергоносителей — 10,6 млн. гривень, на проведение централизованных культурно‑массовых мероприятий — 5,6 млн. гривень, на укрепление материально­технической базы учреждений культуры — 16,7 млн. гривень.
За счет средств бюджета будет оказываться финансовая поддержка Харьковскому зоопарку, коммунальным предприятиям «Мемориальный парк «Дробицкий Яр», «Центральный парк культуры и отдыха им. М. Горького», «Объединение парков культуры и отдыха».
Расходы бюджета г. Харькова на физкультуру и спорт составят 83,8 млн. гривень (на 23,8 млн. гривень больше утвержденных показателей 2014 года), из них на содержание спортивных школ — 53,5 млн. гривень.
На заработную плату с начислениями работникам отрасли планируется направить 39,0 млн. гривень, на оплату коммунальных услуг и энергоносителей — 12,5 млн. гривень.
На оказание финансовой поддержки коммунальному предприятию «Харьковский Дворец спорта» предусмотрено 3,1 млн. гривень, центру «Спорт для всех» — 0,3 млн. гривень, на проведение спортивно‑массовых мероприятий — 1,3 млн. гривень, оказание финансовой поддержки спортивным федерациям, командам спортсменов высшего мастерства, участникам в Кубках Украины, Европы и мира — 1,7 млн. гривень.
Капитальные расходы составят в целом по отрасли 24,0 млн. гривень.
На финансирование жилищно­коммунального хозяйства города в бюджете запланировано 364,6 млн. гривень.
Из этих средств на текущий и капитальный ремонт жилого фонда будет направлено 83,0 млн. гривень, эксплуатационную деятельность жилищно­коммунальных предприятий — 36,8 млн. гривень, содержание жилого фонда и обустройство придомовой территории — 19,6 млн. гривень, поддержку жилищно­строительных кооперативов и объединений совладельцев многоквартирных домов — 1,1 млн. гривень, снос сухих и аварийных деревьев — 5,5 млн. гривень, ликвидацию и утилизацию свалок на территории частного сектора — 3,2 млн. гривень.
Расходы на благоустройство города запланированы в сумме 199,5 млн. гривень, в том числе на освещение города — 48,1 млн. гривень, озеленение — 98,6 млн. гривень, содержание и ремонт гидросооружений и объектов водопонижения — 13,2 млн. гривень, содержание, ремонт и благоустройство кладбищ — 4,2 млн. гривень, техническое обслуживание и ремонт фонтанов — 2,9 млн. гривень, приобретение, установку и ремонт детских и спортивных площадок — 8,1 млн. гривень, благоустройство придомовой территории — 6,9 млн. гривень, мероприятия по обращению с домашними животными и регулированию их численности — 8,8 млн. гривень, эксплуатационную деятельность коммунальных предприятий — 7,4 млн. гривень, капитальный ремонт памятников, мемориальных комплексов, воинских и братских захоронений на городских кладбищах — 1,0 млн. гривень.
На реализацию мероприятий по улучшению санитарного состояния города предусмотрено 8,3 млн. гривень.
Расходы на строительство, реконструкцию, ремонт и содержание автомобильных дорог утверждены в сумме 482,3 млн. гривень, из них на содержание, текущий ремонт улично­дорожной сети, мостов и путепроводов, ливневой канализации, внутриквартальных дорог планируется направить 223,4 млн. гривень, капитальный ремонт дорог (в том числе внутриквартальных) и объектов ливневой канализации — 140,2 млн. гривень, на содержание, обслуживание и ремонт средств регулирования дорожного движения — 31,0 млн. гривень.
На строительство и реконструкцию дорог предусмотрено 68,7 млн. гривень, на реконструкцию светофорных объектов и пешеходных переходов — 18,0 млн. гривень.
На компенсационные выплаты за льготный проезд отдельных категорий граждан за счет Государственного бюджета предприятиям городского пассажирского транспорта будет направлено 65,8 млн. гривень, в том числе предприятиям наземного электротранспорта — 31,6 млн. гривень, КП «Харьковский метрополитен» — 29,9 млн. гривень, автотранспортным предприятиям — 4,3 млн. гривень.
На обеспечение стабильной работы городского электротранспорта в бюджете города предусмотрено 73,4 млн. гривень, в том числе на финансовую поддержку коммунальных предприятий городского электротранспорта — 62,4 млн. гривень, капитальный ремонт трамвайных путей — 11,0 млн. гривень.
На развитие инфраструктуры города предполагается направить 260,6 млн. гривень, из них на строительство, перекладку и санацию водопроводных, канализационных и тепловых сетей предусмотрено — 55,3 млн. гривень, разработку проектно­сметной документации и сетей внешнего освещения — 27,9 млн. гривень, строительство спортивно­оздоровительных сооружений на ул. Сумской — 4,5 млн. гривень, завершение комплексной реконструкции парка им. М. Горького — 1,5 млн. гривень, строительство семейного развлекательного центра — 10,0 млн. гривень, реконструкцию помещений — 4,7 млн. гривень, строительство доступного жилья для лиц, состоящих на учете для улучшения жилищных условий, — 5,0 млн. гривень, строительство городского кладбища по просп. Гагарина — 5,0 млн. гривень, строительство участка для производства теплоизоляционного картона — 6,0 млн. гривень, реконструкцию жилого фонда — 2,3 млн. гривень, устройство сети связи по ул. Гамарника — 3,5 млн. гривень, строительство и перемещение памятников — 2,0 млн. гривень, реконструкцию здания под Центр административных услуг по просп. Тракторостроителей — 1,0 млн. гривень, строительство хозяйственно­технических помещений парка им. М. Горького — 1,0 млн. гривень, реконструкцию набережной реки Харьков — 1,0 млн. гривень, реконструкцию Журавлевской плотины — 1,0 млн. гривень, строительство второй очереди Дер­гачевского полигона твердых бытовых отходов и комплекса по переработке твердых бытовых отходов с системой сбора, утилизации полигонного газа и производства электрической энергии — 0,5 млн. гривень, проектные работы будущих периодов — 1,6 млн. гривень.
На реконструкцию трамвайных переездов, путей и линий, контактной и кабельной сети, тяговых подстанций запланированы расходы в сумме 126,8 млн. гривень, из них на реконструкцию трамвайных линий предусмотрено 52,5 млн. гривень, реконструкцию трамвайных переездов — 41,1 млн. гривень, реконструкцию контактных сетей — 31,5 млн. гривень, строительство троллейбусной линии по пер. Забайкальскому — 1,4 млн. гривень, реконструкцию разворотного круга трамвая в районе Южного вокзала и тяговых подстанций — 0,3 млн. гривень.
На развитие инфраструктуры Харьковского метрополитена запланировано 46,1 млн. гривень, из них на строительство участка третьей линии метрополитена от станции «Научная» до станции «Проспект Победы» — 41,4 млн. гривень, строительство третьей линии метрополитена от станции «Метро­строителей им. Г. И. Ващенко до станции «Одесская» — 3,6 млн. гривень, строительство электродепо «Алексеевское» с соединительной веткой к третьей линии метрополитена — 1,1 млн. гривень.
Кроме того, в бюджете города на 2015 год предусмотрено погашение кредита на обновление парка автобусов и троллейбусов в сумме 109,2 млн. гривень, выполнение гарантийных обязательств Харьковского городского совета по привлеченному кредиту КП «Харьковводоканал» у МБРР в сумме 6,1 млн. гривень.
Заместитель городского головы — директор Департамента бюджета и финансов
Т. Д.Таукешева