Штриховое кодирование (штрих-код) — это комбинация последовательно расположенных черных и белых полос (ее еще называют «зеброй»), которая отражает определенную информацию о товаре. Согласно международным нормам штриховой код должен быть нанесен на упаковку всех потребительских товаров, — отмечает Владимир Величко. — Часть зашифрованной в нем информации считывается только с помощью сканеров, ведь она предназначена не для рядовых потребителей, а для производителей, поставщиков и торговых организаций.
Различают линейные и двухмерные способы кодирования информации о товарах. Линейные (обычные) штрих-коды — это коды, читаемые в одном направлении (по горизонтали) и предоставляющие возможность кодировать небольшой объем информации (до 20–30 символов, обычно цифр). Двухмерные штрих-коды, наоборот, применяются для кодирования большого объема информации (до нескольких страниц текста) и расшифровываются в двух направлениях (по горизонтали и по вертикали). На сегодня действуют следующие виды штриховых кодов:
• UPC — универсальный товарный код, разработанный в США, применяется в странах Америки;
• EAN — товарный код, созданный в Европе на базе UPC. Соответствует названию Европейской ассоциации товарной нумерации, которая получила в наше время статус международной организации (EAN International);
• UCC/EAN — единый стандартизированный штриховой код, созданный объединенными усилиями организаций США и Канады (Uniform Code Council) и EAN International.
С 1997 года в нашей стране действует обязательная маркировка субъектами предпринимательской деятельности товаров, которые производятся или реализуются в Украине, штриховыми кодами EAN, сформированными в соответствии со стандартами системы UCC/EAN.
К штриховым кодам UCC/EAN относятся несколько символик штриховых кодов, например, коды ЕАN‑13 и ЕAN‑8 могут применяться для маркировки торговых единиц, а код UCC/EAN‑128 — для маркировки транспортных единиц.
Обязательной маркировке штриховыми кодами UCC/EAN подлежат:
• алкогольные напитки;
• табачные изделия;
• экземпляры аудиовизуальных произведений и фонограмм;
• лекарственные средства;
• другие товары, маркировка которых штриховыми кодами предусмотрена действующим законодательством Украины.
Товары, которые не подлежат штриховой кодировке:
• испытательные образцы товаров;
• товары народных промыслов и авторские работы;
• товары, изготовленные по индивидуальному заказу;
• товары, для которых нормативными документами не предусмотрена упаковка или этикетирование и нанесение кодов EAN невозможно по техническим причинам;
• единичные образцы товаров;
• изделия, которые реализуются через розничную или оптовую торговую сеть, а поставляются предприятиям и организациям по прямым договорам для удовлетворения производственных проблем;
• товары, изготовленные по заказу иностранных фирм из давальческого сырья, которые реализуются за пределами Украины.
По словам Владимира Величко, система штрихового кодирования обеспечивает однозначную идентификацию любого товара независимо от его характеристик, происхождения, назначения и применения.
Идентификационный номер UCC/EAN, расположенный в штрих-коде под «зеброй», дает возможность безошибочно определить, к какой товарной позиции относится данная товарная единица. Такой идентификационный номер называют Глобальный номер товарной позиции.
Цифры и знаки в штриховом коде имеют следующие значения:
• первые слева две или три цифры обозначают страну-производителя товара;
• следующие четыре-пять цифр — предприятие-изготовителя;
• еще пять цифр — наименование товара и его потребительские свойства, из которых:
1‑я цифра — наименование товара,
2‑я цифра — потребительские свойства товара,
3‑я цифра — размер или масса товара,
4‑я цифра — ингредиенты,
5‑цифра — цвет;
• последняя цифра — контрольная и применяется для проверки правильности считывания штрихов сканером;
• знак « > » — знак товара, изготовленного по лицензии.
Контрольная цифра подлинности товара рассчитывается следующим образом:
1. Сложить цифры, стоящие на четных местах: 6 + 1 + 3 + 5 + 7 + 9 = 31.
2. Полученную сумму умножить на 3 : 31 Х 3 = 93.
3. Сложить цифры, стоящие на нечетных местах, кроме последней цифры: 4 + 0 + 2 + 4 + 6 + 8 = 24.
4. Сложить числа, полученные в пунктах 2 и 3: 93 + 24 = 117.
5. Отбросить десятки: получим 7.
6. От 10 отнять цифру, полученную в пункте 5: 10-7 = 3.
Последняя цифра в вышеупомянутом коде совпадает с контрольной цифрой, рассчитанной по приведенному алгоритму. Соответственно, штрих-код — верный.
Штрих-коды стран мира
Код
|
Страна
|
00–09
|
США и Канада
|
30–37
|
Франция
|
45,49
|
Япония
|
520
|
Греция
|
460–461
|
Российская Федерация
|
560
|
Португалия
|
600–601
|
Южная Африка
|
590
|
Польша
|
729
|
Израиль
|
76
|
Швейцария
|
84
|
Испания
|
858
|
Словакия
|
90–91
|
Австрия
|
482
|
Украина
|
498
|
Гонконг
|
475
|
Латвия
|
789
|
Бразилия
|
20–29
|
Резерв EAN
|
400–440
|
Германия
|
50
|
Великобритания
|
380
|
Болгария
|
54
|
Бельгия и Люксембург
|
57
|
Дания
|
690–691
|
Китай
|
70
|
Норвегия
|
73
|
Швеция
|
80–83
|
Италия
|
859
|
Чехия
|
869
|
Турция
|
93
|
Австралия
|
64
|
Финляндия
|
474
|
Эстония
|
476
|
Литва
|
880
|
Южная Корея
|