Мифы вокруг закона о парковке развенчаны
Если это произойдет, а скорее всего, именно так и будет, со второго полугодия 2018 года около 15 миллионов водителей и 10 миллионов автовладельцев будут жить уже по новым правилам. Кроме урегулирования правил парковки, остановки и стоянки, закон совершенствует механизм привлечения к административной ответственности собственников автомобилей.
Как будут наказывать нарушителей и как водители и автовладельцы смогут защитить свои права, рассказывает «Украинская правда».
Как будут наказывать
В сфере безопасности дорожного движения и парковки будут действовать три режима привлечения к административной ответственности.
Первый — «старый» режим. Он предполагает контакт полицейского и нарушителя, проверку водительского удостоверения, технического паспорта, составление постановления о привлечении к ответственности прямо на месте совершения нарушения.
Второй — автоматический режим. Он предполагает фиксацию шести видов правонарушения стационарными камерами, которые могут быть установлены на путепроводах, столбах и даже на общественном транспорте.
При фиксации правонарушения в таком случае с нарушителя сначала взимаются штрафные баллы, которых хватает на три нарушения. А потом уже денежные штрафы.
Третий — режим фотосъемки или видеозаписи. Он предполагает фиксацию трех видов нарушениях в ручном режиме техническими средствами в специальной защищенной программе, которая автоматически будет отображать дату, время, координаты нарушения.
Об эвакуации
Сейчас эвакуация возможна в случаях, если автомобиль «Существенно препятствует дорожному движению». Решение о «Существенно» или «несущественно» принимает полицейский.
Закон, который сейчас на подписи у президента, утверждает 17 конкретных случаев эвакуации.
О парковке
Парковок в больших городах не хватает. Транспортная инфраструктура не развита, средств на строительство паркингов в государственном и местных бюджетах нет. Автомобили, оставленные под знаком «остановка запрещена», усложняют и без того непростую ситуацию с пробками.
Привлечь инвестиционные средства на серьезные проекты в принятие закона было невозможно — отсутствовал механизм возврата средств. У автомобилистов не было никакого смысла пользоваться платными парковками, ведь можно было безнаказанно оставить автомобиль под знаком «остановка запрещена».
Об оплате парковки
Можно спорить о том, насколько добросовестно водители оплачивают парковку, но в местный бюджет поступают минимальные средства. Коммунальные предприятия, на балансе которых находятся парковки, хронически убыточные.
Коррупция на парковках выгодна и парковщику, и водителю. Они договариваются об уплате водителем 25—60 % реальной стоимости, но в карман парковщику и без чеков и талонов. Невозможность побороть теневой оборот средств подтверждает печальный опыт Киева, власть которого вынуждена была отказаться от парковщиков.
Об автоматизации контроля оплаты парковки
Именно автоматизация контроля оплаты за парковку является инструментом, который позволит побороть человеческий фактор в этой сфере, отойти от наличного расчета и направить весь объем уплаченных средств в местный бюджет.
Закон № 5364 предоставляет право городам внедрять автоматизированную систему контроля оплаты парковки — АСКОП. Она будет аккумулировать информацию о поступлении оплаты за парковку любым удобным для водителей способом и автоматически зафиксирует наличие или отсутствие оплаты в системе в момент проверки инспектором по парковке в режиме фотосъемки или видеозаписи.
Об инспекторах по парковке
Они не будут «ребятами в оранжевых жилетах» с печальным имиджем вымогателей денежных средств, ликвидированных мэром Киева. Это будут должностные лица исполнительных органов местных рад. Их правовой статус будет определяться законом «О службе в органах местного самоуправления» с обязательным конкурсным набором на работу.
Требования к образовательному, квалификационному уровням инспекторов по парковке будет устанавливать местная власть, которая будет отвечать за качество их работы.
Внедряется также отдельная статья об ответственности инспекторов за получение от водителей денег как платы за парковку или оплаты штрафов за нарушение правил парковки. Минимальный штраф для инспектора за такие действия будет составлять 850 грн и 1700 при повторном нарушении.
О штрафах
Штрафы для водителей не увеличиваются, напротив, появится возможность оплачивать их с 50‑процентной скидкой. В случае фиксации нарушений в автоматическом режиме будет действовать один десятидневный льготный период, когда при уплате 50 % наложенного штрафа административное взыскание будет считаться полностью погашенным.
Штраф за нарушение правил парковки устанавливается в 20‑кратном размере стоимости одного часа пользования той платной площадкой, на которой произошло нарушение. Таким образом, санкция за неуплату парковки в Киеве снизится до 50–100 грн при оплате штрафа в течение десяти дней.
Отменит ли ответственность собственников авто Конституционный суд
Некоторые правозащитники отмечают неконституционность отдельных норм закона с учетом их несоответствия статьям 61 (юридическая ответственность индивидуальная) и 62 (презумпция невиновности) Конституции. По словам правозащитников, аналогичные нормы Конституционный Суд ранее уже отменил.
Следует отметить, что презумпция невиновности касается лишь совершения преступления, а не административного правонарушения. Допустимость такой правовой позиции в отдельных случаях подтверждает Европейский суд по правам человека.
Не противоречит закон и статье 61 Конституции об индивидуальном характере юридической ответственности. Не совсем корректно обосновывать этот принцип необходимостью «учета имущественного положения нарушителя и степени его вины».
Содержание «индивидуальности» заключается в том, что к ответственности должно быть привлечено конкретное лицо, а не организация или группа лиц.
Выводы
Надеяться на отмену «заочного» привлечения к ответственности владельца авто, которая действует во всех странах ЕС, США и Канаде, по нашему мнению, бесперспективно.
Закон направлен не на «зарабатывание средств», а на наведение порядка на дорогах страны: уменьшение пробок, улучшение экологической ситуации в крупных городах, направление уплаченных за парковку средств на развитие транспортной и парковочной инфраструктуры, уменьшение тяжелых последствий ДТП.
Обязательная фотовидеофиксация нарушений должна не только дисциплинировать водителей, полицейских и инспекторов по парковке, но и облегчить для автомобилистов обжалование любых спорных и неубедительных материалов в судебном порядке.